12.09.2006 15:46
«Культура, а не экономика основной базис любой нации». Всемирно известный новосибирский режиссер-кинодокументалист, заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии РФ, автор четырех десятков кинолент Владимир Эйснер — о культуре, телевидении и политике.
- Владимир Эвальдович, прежде всего позвольте поздравить Вас с присвоением звания заслуженного деятеля искусств.
— Спасибо. Но не стоит думать, что присвоение звания для меня является чем-то существенным. Это внешняя оценка результатов. Я как работал, так и работаю, и бронзоветь, становиться мэтром не собираюсь.
- Наверное, так легко говорить человеку, которого многие коллеги уже давно считают мэтром.
— Дело в том, что я всю жизнь занимаюсь тем, чем хотел. Двадцать лет назад я закончил институт кинематографии, снял около сорока документальных фильмов. Но режиссеру документального кино нельзя ощущать себя мэтром: мне приходится общаться с самыми разными людьми, от бомжа до академика, и с каждым находить общий язык. И секрет успеха очень прост — нужно быть проще, человечней. Интеллигентность заключается в том, чтобы человек был понятен собеседнику.
- Вам не кажется, что основной бедой российской власти является ее абсолютная недоступность обществу? Ведь диалог народа и законодателей отсутствует в принципе?
— У этой власти никакого диалога с гражданами и быть не может. У нее очень ясные цели: нахапать побольше, заработать денег, а все остальное ей безразлично. Народ это видит, и отсюда соответствующее отношение к власти.
- А диалог власти с творческой интеллигенцией? Можно ли говорить о существовании идеологического «заказа» правящей элиты?
— Диалога нет, а заказ, конечно, существует. Это телевидение, на котором работает масса безнравственных журналистов, способных по просьбе сверху представлять черное белым, а белое черным. Телевидение представляет собой главную опасность для российского общества. Вспомнить хотя бы МММ, вторые выборы Ельцина. Это инструмент оболванивания населения, которым прикрываются грязные дела власть придержащих. В определенном смысле это же касается культуры в целом. Сегодня все решают деньги, которые государство выделяет только на то, что ему нужно. Вплоть до того, что если ты снял «неправильный» фильм, тебе могут отказать в финансировании следующих работ. Поэтому включается самоцензура творца, а это гораздо страшнее. Опять-таки, цензуры сегодня больше, чем при советской власти. В эфир попадает только тщательно отфильтрованный продукт.
- Ваши фильмы туда попадают?
— Только на канал «Культура». Они показывают все мои фильмы. Другие нет. Очень изменилась система. В советское время документальные фильмы обязательно размещались в эфире второго общероссийского канала, пусть не в прайм-тайм, но все равно в удобное для зрителей время. И их смотрели, потому что хороший документальный фильм под час смотрится интересней художественного, хотя в последнем есть драматургия, известные актеры. Но, к сожалению, советское документальное кино, каким оно было в последние пятнадцать лет, доживает свой век. В Европе создание документальных фильмов финансируют телекомпании, различные фонды и общественные организации. У нас таких традиций нет.
- Однако и документальных фильмов на актуальные политические темы по телевидению не показывают. Нет госзаказа?
— Политическая кинодокуметалистика скорее мертва, чем жива. Кино это очень затратное искусство. Дешевле манипулировать обществом с помощью теленовостей.
- Но при этом телевизор не интересно смотреть…
— Все зависит от рейтингов программ, но эти рейтинги от лукавого. По выборке в пятьсот человек руководители телеканалов определяют, что показывать ста пятидесяти миллионам. При этом никого не волнуют качественные характеристики респондентов. По моему мнению, документальное кино востребовано двадцатью-тридцатью процентами граждан, однако их об этом никто не спрашивает. Им показывают «Дом 2», почти порнографическую программу, которая разлагает, а не воспитывает. Когда телевидение как искусство апеллирует к низменным инстинктам, это отвратительно. Порнографию на телевидении нужно запретить, что бы не говорили про рейтинги, про востребованность аудиторией таких программ. Если в прямо эфире показать казнь, ее рейтинг будет абсолютным, но разве можно показывать это людям? Культура должна воспитывать добрые чувства, направлять людей. Культура, а не экономика основной базис любой нации, потому что культура наследуется поколениями, а экономические уклады постоянно меняются. Противостоять антикультурному нашествию телевидения и западной масскультуры тяжело, но делать это необходимо.
- Политика в России глазами кинорежиссера?
— Театр абсурда! Сомнительные люди в масках играют заданные роли. Тот же Жириновский — да ему только в театре и работать. Хотя всем понятно, для чего он появляется на политической сцене, зачем говорит те или иные вещи.
- Сегодня говорят о том, что творческая интеллигенция начинает все «леветь» во взглядах. Это на самом деле так?
— В общем-то да. Творец, человек свободный, не может состоять на службе олигархов, правящих элит. Вся западная творческая интеллигенция левая. Я сам всегда придерживался левых взглядов. И общество в целом всегда левое. Оно стремится к справедливости. А к нашей либеральной интеллигенции у меня серьезные претензии. Все беды, которые пережила страна за последние двадцать лет, это дело рук тех, кто мечтательно смотрел на Европу и хотел пользоваться благами капитализма. Развал Советского Союза — трагедия для общества, для культуры, для страны. Произошел откат назад во всех сферах, начиная с экономики и заканчивая культурой.
- На выборах Государственной Думы 2003 года Вы публично поддержали кандидатуру коммуниста Анатолия Локтя. Вам близки идеи КПРФ?
— Я поддерживал Анатолия Евгеньевича, потому что полностью согласен с его оценкой ситуации. То, что он говорит, делает, я считаю абсолютно правильным. И в Госдуме он занимает правильную позицию, защищая интересы государства.
- На ваш взгляд, что необходимо Компартии для более успешной конкуренции с партией власти?
— Взгляд со стороны: нужно больше работать с людьми среднего возраста, активно идти к молодежи. Главное — разговаривать с молодыми на их языке, без громких слов, риторики, которую они отторгают. Нужно говорить о простых понятных вещах: образовании, жилье, работе. Если вам удастся донести свою программу до молодежи, сделать ее своим союзником, успех вам обеспечен.