12.10.2006 22:19
«Правительственный час» в Госдуме с участием министра регионального развития Владимира Яковлева и других федеральных чиновников был посвящен проблемам местного самоуправления и ходу подготовки ЖХК и энергетики к осенне-зимнему периоду. От фракции КПРФ выступил заместитель председателя Госдумы по вопросам местного самоуправления Виктор Кузнецов.
- Есть два базовых чрезвычайно серьезных обстоятельства, которые определяют экономическую и организационную сущность проблем восстановления местного самоуправления в стране, - заявил Виктор Кузнецов. - Первое — это, безусловно, слом экономических основ государственного строя и длящийся второе десятилетие процесс накопления частного капитала и проникновения его в производительные сферы экономики. Жизнь убедительно показала, что это далеко не те заявленные 500 дней. Утрата экономических основ лежит в неспособности местной власти обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности населения.
Второе — это то, что законодательство о местном самоуправлении, построенное по западному образцу, долгое время исключало двухуровневую систему управления в сельской местности. В результате в жертву западной моде были принесены сельские органы самоуправления.
В отстоящих от центров за десятки километров селах оставались лишь бесправные представители районных администраций. Всё сконцентрировалось в районных центрах. А при сверхдефицитных районных бюджетах прежде всего страдали села. В них не было и до сих пор нет ни денег, ни дорог, ни надежды …
Резкое падение сельхозпроизводства по своей сути означало слом экономической основы сельской жизни. Экономиче-ская база для выживания свернулась до личного подворья. Остались без должной материальной и финансовой поддержки социальная сфера, жилье, школы. Вся забота о них легла на сельскую власть. Но ее не стало. На решение этих проблем дефицитных районных бюджетов явно недоставало, но прежде всего их всё же недоставало на нужды сел. В результате за эти годы в России исчезло каждое третье село. А в большинстве всё еще живых поселений положение дел крайне тяжелое. Многие, даже успешные в советское время, хозяйства разорились. В силу рискованных условий частный капитал не спешит в аграрный сектор экономики. Сохранение такого положения дел грозит стране опустошением больших территорий, в особенности за Уралом.
Говорю об этом потому, что требование 131-го закона восстановить местное самоуправление в сельских поселениях, на мой взгляд,— главное его достоинство. В сельских поселениях, которые могут и должны стать центрами восстановления жизни на селе, воссоздана управленческая сеть. У нас нет другого выбора. Без восстановления нормальных условий жизни на селе нечего и говорить о демографической политике, о действительном сбережении народа.
Реформирование местного самоуправления, которое многие воспринимают лишь как некое преобразование структур власти, на самом деле может и должно быть нацелено на создание устойчивых условий жизни людей и развитие территорий. В этом смысл и стратегия работы Министерства регионального развития.
Но такая стратегия должна обеспечиваться внятной налоговой и бюджетной государственной политикой. Этого же нет!
Много разговоров об инвестиционной привлекательности регионов — и никаких адекватных усилий федерального центра. МЭРТ и Минфин как два великих скупердяя обирают регионы и душат здравые попытки восстановления нормальных условий жизни. Это профанация национальных программ: если их стоимость несопоставима с реальными консолидированными затратами на эти направления, то говорить об их национальном значении бессмысленно. Весь пыл уйдет в гудок.
А каковы реальные возможности и полномочия Минрегиона, на который возложена главная ответственность за успех муниципальной реформы?
Распределение налоговых доходов в соотношении 66 — в центр и 34 — в регионы — это показатель чудовищной диспропорции экономического состояния и потенциала регионов, что прямо говорит о неспособности правительства, а по сути — МЭРТа и Минфина, выстроить грамотную стратегию их развития. Нигде и никогда бухгалтер не определял стратегию развития страны, для этого нужны созидатели.
Примечателен ответ замминистра финансов Голиковой на вопрос о бюджетах муниципальных образований: «Мы еще не располагаем статистическими данными о действительной потребности муниципальных образований. Вот где-то в 2007 году получим их и будем рассматривать…» Это о финансовой составляющей муниципальной реформы на 2007 год. Через год мы станем свидетелями статистической смерти части муниципальных образований, дискредитации избранных и образованных органов местного самоуправления да и самой муниципальной реформы.
Хочу напомнить, что в конце мая «Единая Россия» сформировала некое движение муниципалов и широко заявила свои права на политические дивиденды от реформы местного самоуправления.
Нас не могут удовлетворять результаты работы Министерства регионального развития, если оно не обладает реальным правом формирования стратегии развития регионов, не располагает необходимыми экономическими и финансовыми рычагами, если его положение в правительстве хуже губернаторского.
Вызывает серьезные сомнения стратегия реформирования ЖКХ. Известно, что фонд аварийного жилья в стране достаточно велик, что всё большими темпами нарастают объемы жилья с истекшими гарантийными сроками годности — панельное домостроение, начиная с 60-х, — что темпы его ремонта ничтожны. Стратегия использования амортизационной составляющей предполагает концентрацию управления всего либо значительной части жилого фонда в ведении муниципальной власти. Тогда возможны накопление и маневр финансовыми средствами, их плановое направление на капитальный ремонт, на восстановление жилья.
Переход к системе управляющих компаний и ТСЖ не приводит к развитию конкуренции и росту качества, поскольку и водо- и тепло-, и электроснабжение технологически остаётся монопольным. Появляется лишь новый посредник.
С его появлением уже растут коммунальные платежи, выдумываются новые виды оплачиваемых услуг управления, содержания сетей и пр. Появилась значительная разница в стоимости одних и тех же коммунальных услуг.
В то же время только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения требуется более 500 миллиардов рублей. Минфином до 2010 года предусматривается лишь 4,9 млрд. рублей. И таких проблем множество.
Словом, стратегия перекладывания государственной ответственности за состояние ЖКХ на плечи населения не только несправедлива в социальном плане, но и не ведет к устойчивой системе жизнеобеспечения.