14.04.2017 21:55 Иван Стагис
Кандидат в члены Кировского районного комитета КПРФ, ответственный за работу с молодежью выступил на круглом столе «1917 год — от Февраля к Октябрю».
Свое выступление коммунист из Кировского района посвятил двоевластию в 1917 году — уникальном примере в отечественной истории. Ведь двоевластие — это существование параллельных систем власти в России. Если органы, связанные с Временным правительством, стали своеобразным преемником органов власти Российской империи, то система Советов на тот момент не имела аналогов в мировом опыте государственного строительства. Наиболее отчетливо двоевластие проявилось в Петрограде, где Петросовет и Временное правительство выступали как действительно параллельные органы власти.
Генезис Временного правительства начался с момента роспуска императором Государственной думы. Таврический дворец, место заседания депутатов, с 27 февраля было взято под охрану восставшими солдатами Петроградского гарнизона. Совет старейшин Думы принимает решение царскому указу не подчиняться, образуется Временный комитет Государственной думы во главе с Михаилом Родзянко, ранее предупреждавшим главу государства о возможных беспорядках.
В то же время восставшие солдаты освободили членов центральной группы Военно-промышленного комитета, которые вместе с меньшевистской фракцией Государственной думы, профсоюзными деятелями, руководителями кооперативов образовали Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов. В составе комитета не было большевиков — руководство партии в тот момент было арестовано. В дальнейшем это привело к преобладанию на первом этапе меньшевиков и эсеров в руководстве Советов. Тем не менее, в силу своей социальной базы, Советы продвигали самые радикальные инициативы Февраля. Так, 1 марта Совет рабочих депутатов объединился с Советом солдатских депутатов и утвердил знаменитый «Приказ №1»:
— Во всех ротах, батальонах и полках должны быть представители Совета солдатских депутатов, во всех политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету, приказы Временного комитета следует исполнять только в тех случаях, когда они не противоречат Совету. Оружие должно было находиться под контролем ротных, батальонных комитетов и не выдаваться офицерам.
Тем не менее, двум органам власти удавалось достичь компромисса по ряду вопросов — так, непредрешенной стала форма правления в стране, из «Приказа № 1» исчез пункт о выборности офицеров. В то же время, под воздействием Петросовета Временное правительство обязывалось провести политическую амнистию, заменить полицию народной милицией, начать подготовку к выборам в Учредительное собрание. Совет обязывался бороться с бесчинствами и грабежами. Своеобразным соединительным звеном стал член исполкома Петросовета Александр Керенский, ставший в первом составе Временного правительства министром юстиции.
Вопрос о разграничении полномочий между Временным правительством и Петросоветом был одним из самых сложных. С первых же дней Совет взял на себя разрешительные функции в отношении средств массовой информации, контролировал телеграф, почту и газеты. Естественно, наличие такого центра власти не устраивало членов Временного правительства. Сергей Мягков привел слова Александра Гучкова, военного министра в первом составе Временного правительства: распоряжения министров действуют лишь в тех сферах, которые им предоставляет Петросовет:
— Первым, кто почувствовал тенденцию к противостоянию, стал Владимир Ильич Ленин, который еще в Апрельских тезисах выдвинул идею передачи всей власти Советам. Он увидел в них новый тип власти.