18.05.2017 14:14 Иван Стагис
На заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания итоги деятельности рабочей группы по «мусорной» концессии подвел ее руководитель Вадим Агеенко. Сразу после этого заместитель губернатора Сергей Семка заявил о готовности области подготовить дополнительное соглашение, куда вошли многие предложения противников концессии в ее прежнем виде.
17 мая состоялось заседание комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области. Оно привлекло чуть ли не все средства массовой информации региона — одним из пунктов значилось оглашение итогов деятельности рабочей группы по «мусорной» концессии. Присутствовало 7 из 16 членов фракции КПРФ во главе с ее руководителем Владимиром Карповым. Наконец, слово было предоставлено руководителю рабочей группы, заместителю председателя комитета, члену фракции КПРФ Вадиму Агеенко.
Депутат обратил внимание на то, что указанный в соглашении объем принимаемых отходов — 800 тысяч тонн (5 миллионов 161 тысяч кубических метров в год) на момент подписания Соглашения — на 200 тысяч выше, чем указано в государственной программе по обращению с отходами, на 75 тысяч выше, чем в производственных программах организаций коммунального комплекса, оказывающим услуги по утилизации, на 15 тысяч выше, чем указано в Территориальной схемой обращения с отходами.
Примечательно, что даже в Терсхеме (основной документ для регионального оператора) максимальный прогноз мусора в новосибирском кластере составляет всего 785 тысяч тонн. Именно по этой схеме региональный оператор собирается организовать работу по сбору мусора, в том числе на территории Новосибирской агломерации, но даже в этом официальном документе уже прогнозируется не дозагрузка двух сортировочных комплексов на 15 тыс. тонн. При этом недозагрузка объектов на 100 тысяч тонн дает убыток концессионеру в 272 миллиона рублей, а с учетом ежегодно растущей гарантированной концессионеру валовой выручки бюджет области будет обязан компенсировать недополученные им доходы в размере 352 млн. рублей в 2019 году или 427 млн. рублей в 2021 году. В этой связи возникает вопрос — зачем было гарантировать концессионеру завышенный даже в сравнении с территориальной схемой объем мусора и рисковать при этом бюджетными деньгами?
— Считаю в этой ситуации вполне разумным сократить гарантированные объемы ТКО до реально достижимых величин особенно в первые два года начала работы Объекта соглашения, что может составлять 80-85% от объемов ТКО предусмотренных Территориальной схемой обращения с отходами в Новосибирской области, – сделал вывод Вадим Агеенко.
Крайне острый вопрос — тарифообразование: в соглашении указаны конкретные цифры: в среднем 354 руб. за куб.м. — сортировка и 101 руб. за куб.м. — захоронение мусора. Рабочая группа отметила, что размер тарифов завышен в 2,5-3,0 раза в сравнении с действующими на момент подписания соглашения тарифами на сортировку и захоронение отходов.. По ее расчетам, завышение тарифов на сортировку и захоронение неизбежно приведет к росту стоимости услуг операторов по вывозу мусора в среднем с 290 рублей за кубический метр (так сложилось в Новосибирске) до 750-800 рублей за кубический метр с учетом услуг регионального оператора.
Потребитель будет платить за вывоз мусора вместо 2,5 рубля за квадратный метр жилья (сейчас плата включена в оплату содержания жилья) 6-8 рублей, в результате чего плата превысит даже взносы за капитальный ремонт. Последние протесты против предполагаемого 15-процентного роста тарифов показывают — «мусорная» концессия создаст социальные проблемы, под вопросом будет собираемость коммунальных платежей, а областному бюджету потребуется поиск средств на компенсационные выплаты. Поэтому депутат-коммунист предложил исключить фиксированный размер тарифа из соглашения, прописав механизм принятия тарифов в соответствии с действующим законодательством через инвестиционные и производственные программы концессионера.
При этом, соглашение прописано так, что любое уменьшение тарифа, даже при его корректировке, должно компенсироваться ростом объемов мусора с тем, чтобы обеспечить достижение гарантированного дохода концессионера. При любом уменьшении объема мусора недополученные доходы нужно будет компенсировать либо поднятием тарифа либо субсидией из бюджета области. Кроме этого, соглашением предусмотрен ежегодный рост объемов валовой выручки (гарантированный доход) концессионера, что можно обосновать только ежегодным увеличением стоимости Концессионера. Таким образом, по мнению рабочей группы, и без того увеличенные более чем в 2,5 раза первоначальные тарифы будут увеличиваться ежегодно. В других изученных рабочей группой концессионных соглашениях не встретилось понятие гарантированной выручки — так что новосибирский пример в данном случае является аномалией, выгодной только концессионеру.
Вадим Агеенко обратил внимание на пункт 16.1 соглашения, вводящий 30 особых случаев, позволяющих концессионеру получить компенсации из областного бюджета в качестве недополученной выгоды или возмещения убытков: досрочное расторжение договоров концессионера с подрядчиками, или при их банкротстве, акции протеста жителей, несанкционированные собрания и многое другое. У рабочей группы вызвало интерес и то, что предполагаемое оборудование концессионер будет закупать в США, у поставщика, не имеющего даже представительства в России. В то же время, по мнению членов рабочей группы, вполне можно построить сортировочные комплексы с европейскими аналогами оборудования на 1,5 млрд. рублей дешевле — и эксплуатация такого оборудования будет дешевле и не будет ложиться дополнительным грузом на плечи потребителя.
Да и предполагаемое место размещения полигона в Раздольненском сельсовете вызвало протест жителей, который продолжается и сейчас. Предполагаемый полигон попадает и в 15-ти километровую запретную зону аэродрома завода имени Чкалова. А прямо под предполагаемым местом расположения полигона в Верх-Туле находится источник питьевых вод, который включен в число резервных объектов для обеспечения питьевой водой граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Этот полигон тоже находится в 15-ти километровой зоне только от аэродрома Толмачево. Правительство должно принять решение о переносе мест размещения этих полигонов — такой вывод был сделан рабочей группой и озвучен Вадимом Агеенко. В заключении депутат заявил
– Лично я считаю, что заключенное соглашение надо либо расторгать, формировать новые экономические условия и объявлять новый конкурс, либо вносить в него существенные изменения, в том числе меняя основные экономические параметры Соглашения, максимально исключая не обоснованные риски выплат субсидий из бюджета области.
Председатель комитета Евгений Покровский поблагодарил Вадима Агеенко за проделанную работу. По итогам деятельности рабочей группы он призвал правительство области работать в трех направлениях: поиске нового места расположения заводов, необходимого объема переработки и решении вопроса тарификации. Эти направления были отражены в принятом комитетом решении, рекомендовавшем областному правительству, в частности, исключить из соглашения гарантированные объемы выручки, фиксированные тарифы, раздел об особых обстоятельствах, перенести расположение предполагаемого полигона.
Консолидированная позиция депутатов и общественников повлияла и на областное правительство: если ранее областные чиновники принимали в штыки информацию рабочей группы, то теперь вице-губернатор Сергей Семка объявил, что правительством на основе всех замечаний подготовлено дополнительное соглашение к концессии, которое будет подписано сразу же после заседания комитета. Среди существенных моментов этого дополнительного соглашения: снижение гарантированного объема поставок мусора до 728 тысяч тонн, исключены некоторые «особые условия». Правда, эти предполагаемые поправки в Соглашение в комитет ещё не поступили и депутаты их не видели – заявил председатель комитета Евгений Покровский. Депутаты заявили - если бы «мусорная» концессия создавалась гласно, с привлечением депутатов и общественников, многих проблем удалось бы избежать.