30.08.2017 19:11
Депутат-коммунист, руководитель рабочей группы Законодательного собрания по «мусорной» концессии выступил на Городской ассамблее.
Доклад Вадима Агеенко был посвящен экономической модели «мусорного» соглашения между правительством Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск». В самом начале своего выступления депутат-коммунист отметил, что концессия заключалась на условиях инвестора, без проведения конкурса. Инвестор обещал, что за свой счет построит два мусоросортировочных комплекса, два полигона приемной мощностью 400 тысяч тонн в год, обеспечить их энергоснабжением. Общий срок службы полигонов при максимальной загрузке должен составить 63,7 года, при гарантированной — 74,9 лет — до 2091 года.
Источником возврата инвестиций — а это 6 миллиардов рублей — является доход от оказания услуг (валовая выручка), а также, что характерно, субсидии концедента (Новосибирской области) на возмещение недополученных доходов. С доходом концессионера непосредственно связан размер тарифа, который, по соглашению, должен не только способствовать возврату инвестиций, но и получению прибыли. Тариф для полигона «Раздольное» — 350 рублей за сортировку одного кубического метра мусора, 98 — за захоронение, для полигона «Верх-Тула» — 358 и 101 рублей, соответственно. Для сравнения, тариф на сортировку, установленный Новосибирским мусоросортировочным заводом № 2 на июнь 2017 года, в 3,5 раза ниже — 102,82 рубля. Тариф, установленный в Новосибирске на захоронение мусора, колеблется от 41,5 до 46,57 рублей за кубический метр — в любом случае, это в 2-2,5 раза меньше, чем предлагает «Экология—Новосибирск» за свои аналогичные услуги. Сравнение с новосибирскими ценами справедливо: в Новосибирске проживают 75% того населения, которое будет охвачено этими полигонами, оно будет формировать 77% отходов.
— Почему же область так легко пошла на уступки новому инвестору? Только потому, что новый завод будет более современным? Но это дело бизнеса — на каком оборудовании он будет сортировать, на американском с лазерным контроллером или на отечественном. Это — дело вкуса бизнеса. Но почему потребитель, мы с вами, должны переплачивать за новации бизнеса? Их суть должна заключаться к снижению себестоимости, — отметил Вадим Агеенко.
Докладчик обратил внимание на то, что значит установленный тариф для оператора и для населения. Сейчас потребители платят за сбор, хранение и транспортировку и захоронение мусора. Для них плата за вывоз мусора включена в содержание жилья и составляет 50-60 рублей с человека. Вадим Агеенко напомнил, что в 2019 году вывоз мусора станет отдельной коммунальной услугой, тариф станет единым и будет полностью контролироваться государством. Его структура также будет включать в себя сбор и хранение отходов, транспортировка, захоронение, добавится сортировка, экологический сбор, а также плата за услуги регионального оператора. Все это приведет к тому, что стоимость услуги для оператора составит не менее 610 рублей за кубический метр, а для населения — 750 рублей за кубометр, 6,5-8,5 рублей на метр жилья. Эти платежи будут даже выше, чем платежи за капитальный ремонт, составят 150-180 рублей с человека. Для семьи из 3-х человек это уже 450 рублей, в 5 раз больше, чем сейчас.
— Тарифы явно завышены, что может привести к социальной напряженности в регионе и возможной излишней нагрузке на бюджет в виде компенсаций населению, — подвел итог Вадим Агеенко.
Еще 19 января 2015 года была утверждена государственная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области 2015—2020 годы». 1 февраля 2016 года она была скорректирована — так, потенциально возможная мощность мусороперерабатывающих предприятий на 2019 год была снижена в 2 раза — с 600 до 300 тысяч тонн отходов в год. Однако, в концессионном соглашении этот параметр составил 800 тысяч тонн, что вызвало вопросы у депутатов, рабочая группа пыталась разобраться в том, что это — недосмотр министров, неумение считать или что-то еще? Данный объем на 75 тысяч тонн превышает те цифры, которые имеются в согласованных с Департаментом по тарифам производственным программам (на 2016 год — 724,9 тысяч тонн). Причем внедрение программы раздельного сбора сократит реальные показатели захороненного мусора еще больше.
Вадим Агеенко отметил, что у рабочей группы имелись большие претензии к тем обязательствам, которые возложены на областной бюджет. Концессионеру могут быть предоставлены субсидии из областного бюджета в случаях недостижения объема валовой выручки, регулирования тарифа, снижения фактического ежегодного объема загрузки полигонов, установление льгот по оплате его услуг. Нашумевшей темой стали «особые условия», которые также могут стать поводом потребовать компенсацию — их больше 20. Более того, по пункту 9.26 соглашения областной бюджет будет обязан взять на себя финансовые риски концессионера при выпуске им ценных бумаг.
Интересно, что при этом «Экология-Новосибирск» собирается отсортировать только четверть (24,94%) всех поступающих отходов — это данные официальной презентации концессионера. Пищевые отходы, стеклобой, древесина сортировке и последующей переработке подлежать не будут. При этом прошедшие сортировку отходы (макулатура, полимеры, лом черных и цветных металлов) становятся собственностью концессионера. За 12 лет концессионер может получить 49,4 миллиарда рублей доходов, что в 7,6 раз больше предполагаемых инвестиций.
— Мы сегодня видим, что концессионер получит достаточно приличную прибыль. Зачем мы обещаем ему при этом 2 миллиарда в год гарантированной выручки, завышаем объем, завышаем тарифы? По моему убеждению, если концессию нельзя изменить, то ее надо просто расторгать. Причем предлог есть — по пункту 9.13 соглашения полигон должен начать работу с октября 2017 года, там сегодня ничего нет, — так закончил свое выступление Вадим Агеенко.