06.12.2017 06:33 Антон Сенопальников
Рекламному беспорядку на улицах Новосибирска пришел конец. В скором времени в нашем городе начнет действовать дизайн-код, регламентирующий внешний вид и расположение уличной рекламы. О том, что еще есть в этом документе, рассказал автор проекта, главный художник города Иван Фаткин.
— Иван Юрьевич, для начала хотелось бы определиться с терминами. Что такое дизайн-код?
— Если говорить простым языком, то дизайн-код — это правила, но подробно иллюстрированные, потому что картинкой объяснять гораздо проще. До этого был аналогичный документ — правила благоустройства города Новосибирска, но он был настолько сложный и скучный, что люди просто не хотели в него вчитываться. Задача же нового доку¬мента — на пальцах разъяснить требования к оформлению рекламы, фасадов зданий в первую очередь для предпринимателей. В общем же смысле дизайн-код — это требования ко многим сферам городской жизни, внешней их стороне. Там может быть описано все, что вообще мы видим в городской среде: цвета фасадов, места, где могут располагаться кондиционеры, как должны выглядеть лоджии, причем в каждом районе это может быть по-разному. Реклама — лишь один из разделов этого документа.
— Можно остановиться на этой теме подробнее? Как она регламентируется в рамках дизайн-кода?
— Пунктов очень много. Это и вид нестационарных объектов, и место их размещения. Например, внешний вид ларьков, которые мы видим на улицах города, никогда ничем не регулировался. Сейчас же мы очень плотно работаем с вновь появляющимися объектами, смотрим внимательно на их дизайн, и просто так они появиться не могут, нужно пройти массу согласований. Тем не менее, в существующих документах требований слишком мало, и все это контролируется в «ручном» режиме по каждому объекту. Поэтому нужна более подробная универсальная инструкция «что такое хорошо и что такое плохо».
Дизайн-код как раз объясняет, что можно размещать, как и где. Пока такого регламента нет, складываются ситуации, когда человек лепит на фасад рекламу, потом приходит соответствующий комитет и говорит, что это незаконно. Человеку приходится бегать, оформлять документы, натыкаясь на препоны из- за отсутствия четких правил. Ему могут сказать: «Ваша реклама слишком большая», «Шрифт или цвет не такой», — и так да¬лее. Поэтому нужен максимально понятный документ, чтобы каждый мог, открыв определенную страницу, увидеть все параметры размещения рекламы, которые помогут избежать подобных проблем.
— Как вы планируете внедрять все это на практике?
— Понятно, что город большой и распространять одни и те же требования на весь Новосибирск несправедливо. Поэтому логично будет поделить территорию на категории, чтобы не запутаться. Есть очень важные для нас районы и улицы, например Красный проспект и улицы Ленина, Советская, где бы хотелось, чтобы реклама была деликатной. Центр очень дорог нам и с исторической точки зрения, и в смысле архитектурно интересных зданий, поэтому здесь будут самые жесткие требования.
Возможно, это будет нечто похожее на те требования, которые действуют в Москве и Санкт-Петербурге, — я обращался к опыту других специалистов (мы провели анализ около 50 городов), и все в итоге приходят к общему знаменателю.
Допустим, если в том же историческом «тихом центре» появляется вывеска, то это должны быть отдельные буквы без подложки. Но пока это делает¬ся для каждого случая отдельно и радует, что многие соглашаются с нами, особенно сетевые компании, которые понимают, что презентабельный внешний вид важен для имиджа. Также мы задаем определенные размеры, — максимально 0,5 метра в высоту. Подумали мы и о вывесках, которые делают в две строчки, у них допустимый раз¬мер будет побольше.
На следующем уровне будут все магистральные улицы, где можно будет использовать и лайтбоксы, и буквы на подложке, но в любом случае крупно¬форматные конструкции мы не станем размещать на фасадах. Возможно, будет разрешено использование световых коробов с внутренней подсветкой. И третий класс — это районы, которые находятся в удалении от основных путей, и промзоны. Таких территорий много, сейчас нам не особенно важно, как они выглядят. Возможно, там допустимо будет размещать баннеры, крупноформатные конструкции, чтобы сразу с плеча не рубить и не запрещать все, да и в тоже время на городе это никак не отразится.
Конечно, не бывает правил без исключений. Чтобы не вызывать лишней паники, будет создан механизм согласования вывесок, которые в дизайн-код не входят. Для согласования такой рекламы придется разрабатывать серьезный проект, па¬спорт фасада и в нем излагать концепцию размещения, где могут быть другие размеры и цвета. Но это очень серьезное решение, и для его принятия мы будем собирать целую комиссию. Предусматриваем исключения для торгово-развлекательных центров. Потому что, например, на огромном ТЦ бук¬вы высотой в 0,5 метра просто не будут видны.
— А что в результате успешной реализации этого проекта получат простые жители Новосибирска?
— Это станет мотивом для по¬чинки, например, тех фасадов, которые сейчас прикрыты огромным полотном. Хотя основная наша задача — избавить горожан от визуального шума. На фоне всех этих кислотных конструкций город кажется еще серее. Приглушив такие вывески, мы больше внимания при¬влечем к самому Новосибирску, сделаем его чище. Ведь ощущение «барахолки» и информационного мусора зачастую создается из-за засилья рекламы.
газета «Красный проспект», фото: «Новосибирские новости»