12.12.2017 16:17 Евгения Глушакова
Новосибирская область занимает третье место в России по объемам контрафактной табачной продукции, поступающей из государств Евразийского экономического союза и стран СНГ.
В целом по данным портала РБК, за прошедший год доля контрафактного табака, поставляемого в Россию, возросла вдвое. По данным компании Nielsen, она составляла 2,5% от общего объема сигарет, употребляемых россиянами. В третьем квартале текущего года доля равнялась 4,5% (около 10 млрд сигарет), увеличившись за год почти вдвое. В первую очередь это касается дешевых сигарет.
Что же касается российских регионов, то здесь наметились свои «лидеры», тройку которых замыкает Новосибирская область. Так, по данным Сибирской оперативной таможни, с начала года в регионе было возбуждено 652 административных дела о нарушениях ввоза табачной продукции. В прошлом году — 468 дел. Из 2,7 млн контрабандного ввоза — 2,5 млн было изъято на Новосибирской таможне. Такой объем был задержан уже в рамках постконтроля. За аналогичный промежуток прошлого года изъяли всего около 16,5 тыс. сигарет. Таким образом, объем ввозимого конфиската увеличился примерно в 150 раз.
Одной из основных причин, по которой Новосибирская область по этому показателю вошла в тройку лидеров, называют транзитное значение региона, через который, как и через областной центр, проходят торговые пути по всем направлениям, что уже повышает возможности для контрабандистов.
Другая же причина, как отмечает депутат Заксобрания области, член постоянной комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами Вадим Агеенко — это скандальный антитабачный закон, после введения которого предпринимателям из-за постоянно растущих акцизов на табачную продукцию становится выгоднее закупать контрафакт, а покупателям – этот контрафакт приобретать, поскольку цены на него, в отличие от легальной продукции, значительно ниже.
– Одной из мер в рамках закона стало удорожание табачной продукции. Однако, люди большей частью меньше курить от этого не стали, а стали искать более дешевую продукцию. Нельзя заставить людей меньше употреблять ту или иную продукцию только тем, что бесконечно поднимать на нее цену. Тот, кто плохо разбирается в качестве того же табака, конечно, в первую очередь смотрит на цену. Отсюда — и спрос на контрафакт, а спрос, как известно, рождает предложение. Когда средние заработки при росте цен остаются невысокими, покупатели ищут, как уже сказал, что дешевле, чем охотно пользуется бизнес. Это говорит о том, что подобными кампаниями борьбы с тем же курением, власть не совсем разумно поступает — таким способом это сделать невозможно. С другой стороны, не секрет, что у нас выпуск табачной продукции у нас практически монополизирован. А монополии всегда пытаются противостоять путем даже не добросовестной конкуренции. Государство должно пересмотреть собственную политику в этой сфере, чтобы было как можно меньше поводов беспокойства относительно контрафактной продукции.