24.08.2018 14:18 Александра Железных
Российские авиакомпании заявили об острой нехватке пилотов. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила в Минтранс предложения по решению проблемы дефицита летного состава. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Представители отрасли утверждают, что из-за роста авиаперевозок и усиления борьбы Росавиации с негосударственными учебными заведениями в стране появился дефицит коммерческих пилотов, который составляет 300-500 специалистов в год.
Такая ситуация вынудила АЭВТ обратиться к Минтрансу с предложением не препятствовать подготовке летного состава в частных учебных центрах при авиакомпаниях. К тому же президент АЭВТ Владимир Тасун, подписавший письмо к министерству, в частности предложил увеличить набор пилотов в учебных заведениях гражданской авиации до 1,2-1,5 тысяч человек год. Таким образом, количество профессионалов в данной области будет увеличиваться именно на те 300-500 человек, которые требуются отрасли. По данным Росавиации, в прошлом году на пилотов пошли учиться только 935 человек, при этом выпускниками летных вузов и училищ стали 817 человек. Помимо этого эксперты АЭВТ предложили частично решить проблему с помощью валидиации зарубежных свидетельств пилотов и сертификации иностранных учебных заведений.
Проблему кадров в АЭВТ обсуждали представители крупных авиакомпаний: S7, Utair, «Уральских авиалиний» и «Аэрофлота». Ранее некоторые из них уже сообщали министерству о возникших трудностях. Замглавы «Аэрофлота» Вадим Зингман говорил о проблеме связанной с качеством подготовки пилотов, в первом полугодии компания выполнила только 70% плана по приему пилотов-выпускников, так как у новичков нет должного налета. S7 жаловалась на нехватку пилотов для Embraer 170 и прогнозировала острый дефицит в 2019 году.
По словам депутата КПРФ, бывшего военного летчика и полковника Олега Волобуева, дефицит кадров в гражданской авиации начался еще в конце 1990-х годов. Тогда государство решило бороться с проблемой тем, что разрешило проходить переподготовку специалистов именно в негосударственных летных школах. Но позже оказалось, что в некоторых коммерческих учреждениях пилоты получали некачественное образование и многие из них даже ни разу не поднимали самолет в воздух. Это стало причиной ряда крупных авиакатастроф.
Олег Волобуев был командиром авиационной дивизии
Так, в 2013 году именно из-за неквалифицированной подготовки летчиков разбился Boeing 737 авиакомпании «Татарстан». В ходе расследования выяснилось, что у погибших пилотов были поддельные подписи и печати в свидетельствах о переобучении. Тогда Росавиация провела масштабную проверку авиационных учебных центров, многие из них после этого прекратили работу. А пилоты, проходившие там обучение, лишились свидетельств.
По мнению эксперта, именно недосмотр государства повлиял на то, что в стране появилось множество частных летных школ с неквалифицированными выпускниками.
– В 90-е частным структурам разрешили этим заниматься. Но в итоге через 10-15 лет наши власти вдруг пришли к выводу, что в этих сферах что-то недорегулировано. И теперь они говорят о негативных последствиях того, что в эти сферы допустили бизнес. Вот эта непоследовательность наших властей после перехода к рыночным отношениям воспринимается отрицательно. Если вы разрешили заниматься бизнесом, будьте добры, сделать все необходимое для того, чтобы там был порядок и были полезные результаты, а не ущербные, негативные или трагические, как это произошло в авиации.
Он также подчеркнул, что из-за переменчивых решений государства, в первую очередь, страдают обычные люди.
– Человек заплатил деньги, его в этих коммерческих школах вроде чему-то обучили. Он получил документ, а теперь Росавиация проверила и признала его недействительным. И вот он вроде был летчиком, а теперь ему сказали, что у него слабая подготовка. И что ему делать? Власть с 19991 года ставит людей в тяжелые жизненные ситуации, она не думает о населении.
При этом народный избранник в целом поддержал инициативу о подготовке гражданских летчиков только в государственных структурах. По его словам, там осуществляется серьезный контроль над качеством обучения пилотов.
– Подготовка таких специалистов требует основательной базы, выверенной программы с учетом того большого опыта подготовки летного состава, который был в советский период. В государственных структурах, я надеюсь, осуществляется контроль за этим намного жестче, чем в коммерческих летных школах. Ведь преобладающей целью в коммерческих структурах является получение прибыли. Чем больше они подготовят специалистов, тем больше они заработают, Этот фактор негативно сказывается на уровне подготовки пилотов.
При этом Олег Волобуев добавил, что замечания представителей авиакомпаний по поводу нехватки обязательного налета выпускников, оправданы. Ведь зачастую государственным учебным заведениям просто не хватает на это средств.
– Летчика для будущей деятельности подготовить очень дорого. Особенно большие деньги уходят, когда они выходят на практику. Каждый полет очень дорого стоит, поэтому если государство действительно думает о том, чтобы обеспечить безопасность, оно должно не жалеть денежных средств на хорошую летную практику обучающихся. Государство должно по полной программе заниматься подготовкой таких специалистов, потому что на них ложится очень большая ответственность. Любое ЧП в авиации — материальные потери и человеческие жертвы.