01.12.2006 19:09
На минувшей сессии областного Совета рассматривался «План социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года». Депутат — коммунисты в ходе рассмотрения этого вопроса пытались выяснить, как в данном документе отражено развитие сельской местности, как в нашей области будет развиваться животноводство и сельское хозяйство.
Депутат Государственной Думы Николай Харитонов, долгое время пытался задать ряд вопросов по «сельской тематике» руководителю департамента экономики и планирования областной администрации Наталье Бабушкиной. Но председатель областного Совета долгое время просто не хотел замечать заявку на выступление от депутата Госдумы. Когда, наконец, Харитонову дали слово, он поинтересовался, что этот план внесет в новосибирскую деревню:
- Cколько мы сегодня производим основных видов продовольствия, сколько нам не хватает и сколько мы вынуждены завозить? Я считаю, что необходимо ставить задачи о производстве необходимого продовольствия. Просчитывали вы, что принесут деревне заложенный в план миллиард триста миллионов?
Бабушкина ответила, что увеличение объемов сельского хозяйства должно прирасти как минимум на четыре процента, а за три года на одиннадцать с половиной. Уточняющих вопросов Николай Михайлович задать не смог, так как председатель Новосибирского областного Совета, «единоросс»
Алексей Беспаликов заявил, что «это сессия Новосибирского областного Совета, а не депутатские слушания», и больше слова члену фракции КПРФ в Госдуме не давали.
После этого член фракции «Единая Россия» предложил «проголосовать, так как всем уже все понятно». Но Алексей Беспаликов, ему ответил что «вынужден дать слово Сергею Клестову», который являлся содокладчиком в этом вопросе.
Как отметил
Сергей Клестов, ориентация принимаемых управленческих решений должна быть направлена на конкретный результат, что «иногда позволяет по-новому взглянуть на ситуацию». В качестве примера он предложил взять сельское хозяйство. «В сельском хозяйстве в последние годы наблюдается устойчивое снижение объемов производства», - пояснил Клестов выбор примера. - «И снижение идет по трем главным направлениям - растеневодство, зернопроизводство и животноводство».
Наша область производит 2 - 2,5 млн. тонн зерна, в расчете по 800-900 кг на человека в год. Что выше, чем в среднем по России, но чуть меньше, чем в США и Канаде. «Другими словами, в рыночной экономике, реализация всегда производиться через продажи, то получается, что финансирование около двух третей зернопроизводства должно проходить через продажу говядины, свинины, мяса птицы, яиц», - отметил Клестов. - «А у нас животноводство во многом разрушено, поголовье сокращается, потребление мяса на человека в год менее 50 кг, при этом 15 из них это импорт. А это порядка 5 млдр. руб. из экономики села».
При сравнительно низкой урожайности и большом недоиспользовании сельскохозяйственных земель наблюдается перепроизводство зерна, по мнению Клестова, нет смысла использовать ни интенсивные, ни экстенсивные формы земледелия, так как нет рынка сбыта. Основной потребитель животноводство - в значительной мере разрушено, поэтому необходимо сделать его приоритетным направлением. А в перспективе, депутат-коммунист предлагает восстанавливать и отстраивать животноводческие комплексы.
Так же, по мнению Сергея Клестова, в ближайших планах надо иметь в виду, что до 50% мяса и молока производиться в личных подсобных хозяйствах, которых в области 280 тысяч. «Тут не надо никаких строек, просто надо ввести их в сферу правовой деятельности и разрешить всего две проблемы - помочь в обеспечении кормами, в том числе за счет имеющегося излишка зерна, и помочь в сбыте продукции без перекупщиков. Для этого есть сельскохозяйственные акционерные общества, потребкооперация и продкорпорация», - сказал Клестов.
В плане как цель - рост объемов растениеводства не менее 3,5%, рост урожайности зерновых на 3-4%. О животноводстве в целях ничего, да и в проекте закона «о поддержке сельскохозяйственного производства», то же нет приоритета животноводству. Так же Клестов напомнил депутатам, что в Новосибирской области существует целая система планово-прогнозной деятельности, есть программа на среднесрочную перспективу. В стадии разработки находиться план на долгосрочную перспективу, до 2025 года. Дополнительно так же имеется полтора десятка отраслевых программ.
В мае этого года сессия рассматривала отчет за 2005 год, где были отмечены недостатки, и внесены три рекомендации. По первой рекомендации депутаты попросили предусмотреть по каждому пункту плана количественные показатели. Клестов заметил, что в целом этот пункт выполнен и при доработке будут еще дополнительные цифры. Во второй рекомендации депутаты предлагали план оценивать в обобщающих показателях, характеризующих уровень и качество жизни населения. Этот пункт так же был выполнен, в результате чего в законопроекте появился целый соответствующий раздел.
В третьей рекомендации, депутаты попросили провести анализ эффективности мер государственной поддержки различных сфер экономики и социальной сферы, и учесть этот анализ при формировании плана на 2007 год. В плане появился раздел «Повышение эффективности формирования и использования бюджетных средств», в котором выводом стало то, что в целях перехода к планированию и бюджетированию ориентированному на результат, необходимы паспорта муниципальных образований, для которых, в свою очередь, необходима муниципальная статистика. С учетом социальных нормативов мы получим нормальные межбюджетные отношения, а не так как при этой несовершенной методике распределения дотаций, вызвавшей недовольство у муниципальных образований. «Это большая работа, она давно ведется, и разработка плана на 2008 год намечена к концу 2007», - подытожил Клестов.
Георгий Андреев