11.08.2007 00:54
Последний созыв Государственной Думы уже сложно назвать полноценным парламентом, Думой, потому что реального обсуждения проблем, реальной дискуссии и самостоятельной выработки решений в нем уже не было. Было откровенное «протаскивание» законопроектов, принесенных со стороны правительства, президента и некоторых лоббистских структур.
Это стало возможным вследствие организованной монополии на власть в парламенте «Единой России». Те организационные меры, которые они приняли, сняв все политические силы, и подобрав под себя почти всех независимых депутатов, позволили им откровенно дискредитировать Государственную. Поэтому фракции КПРФ в значительной мере приходилось противостоять антисоциальным законам, и законам, которые меняют суть государства. Это и «Закон о собственности» и пресловутый 122-й закон. И когда мы обращались к регионам, к населению за поддержкой наших действий, в целом ряде случаев и президенту, и думской фракции «единороссов» приходилось отступать. Конечно, в целом результаты не могут нас удовлетворять, потому что нам бы хотелось продвигать социальную часть, общегосударственное направление. Но тот же 122-й закон под нашим и народным напором они был вынуждены корректировать, и 400 миллиардов рублей сегодня практически возвращены населению.
Вспомним «Закон о местном самоуправлении». Он действительно содержал ряд концептуальных ошибок. Например, нельзя в одном документе определить порядок работы органов местного самоуправление на всей территории России, в деталях, и без права самоуправления и самоопределения. Нельзя сравнивать, к примеру, город Новосибирск и поселение в Якутии, где занимаются оленеводством, или Дагестане, в котором процветает горное скотоводство. Есть много разных вещей, которые закон не предусматривает.
Тем не менее, больше чем в половине субъектов данный закон уже вступил в полную силу, и его реализация показала наличие целого спектра проблем. Ежегодно в комитет поступает до 150 инициатив, где действительно показывается особенности применения этого закона и региональные законодатели предлагают всевозможные изменения. Однако эти изменения необходимы для конкретного региона, но не могут быть реализованы в других регионах. Этот как раз та самая концептуальная проблема: региональным законодателям запретили иметь свои законы о местном самоуправлении, заставив их пользоваться только федеральным. К концу этого года будет внесено более 300 изменений, что уже само по себе говорит — принятый в 2003 году закон несовершенен, а по многим положением — просто ошибочен.
К январю 2005 года складывалась ситуация, когда наши районные местные власти, а они были до этого территориальными, не имели никакой возможности работать по новому закону. Но мы сумели добиться нужной поправки, и закон позволил выйти области в авангард России.
Виктор Кузнецов, депутат Государственной думы (фракция КПРФ)