19.01.2008 23:42
С появлением нового премьер-министра у сельских учителей вновь затеплилась надежда, что власть наконец-то одумается и остановится в бездумной реструктуризации деревенских школ. Ведь теперь во главе правительства в кои-то веки встал человек, работавший на селе. Как раз эта, сельская, глава биографии Виктора Зубкова была преподнесена населению как «доблестная» (по выражению Любови Слиски).
Очень хотелось бы поверить в добрые намерения нового руководителя Кабинета министров, но запас доверия к власти давно исчерпан. А жил человек на селе или не жил — не это главное. У нас вон и Герман Греф в деревне родился, а что толку?
Сердце — оно не бывает городским или сельским. Оно — сердце. И если оно не чувствует боли за родную землю, то никакими умными речами это не прикрыть. Разговоры о «качестве образования», о «равных возможностях для сельских и городских школьников» звучат цинично и неуместно на том кладбище сельских школ, в которое превращается русская провинция.
Вот что пишут в письме в редакцию из Кемеровской области: «З0 июня на общешкольном собрании все родители проголосовали против закрытия школы. Но районные чиновники решили закрыть нашу школу любой ценой. Обоснование — частично аварийное состояние школы. Оно зафиксировано за тридцать минут комиссией и задокументировано актом без номера. Управленцы „обрабатывали“ учителей, заставляя их писать заявления на перевод в другую школу. У нас, родителей, создалось впечатление, что здание нашей школы нужно для коммерческих целей…»
Не правда ли, все это напоминает рейдерские захваты предприятий? В поселке Ерестное Алтайского края некие господа присмотрели красивое место для коттеджа. Но оказалось, что здесь расположена школа, а территория вокруг нее с любовью ухожена детьми и учителями. Для коммерсантов это обстоятельство не стало препятствием. Вначале школу пытались закрыть «по-доброму», через местных чиновников. Когда это не удалось, школу сожгли перед самым началом учебного года. В сентябре в нее должны были пойти 18 первоклассников.
Происходит что-то беспрецедентное: государственные чиновники рука об руку с криминальными группировками отладили и запустили схему насильственного закрытия государственных школ! Поразительнее всего то, что органы прокуратуры крайне редко видят в этом откровенном разбое нечто предосудительное. Все происходит как бы по закону.
Обычно разгром сельской школы начинается с решения областной или районной администрации о превращении школы в филиал другого (поселкового или городского) учебного заведения, а филиал можно закрыть без согласия сельского схода. После этого чиновники заявляют опешившим от неожиданного удара людям: «Вы что, не знаете, какой век на дворе? Качественное образование возможно только в крупных школах! Ваших детей автобус будет возить, а вы тут ноете…!»
На днях получил письмо от учительницы из Ярославской области: «…У нас продолжают потихоньку закрывать сельские школы. Вот добрались до Владыченской школы. Она расположена на территории дворянской усадьбы — добротное старинное здание, хоть и приспособленное, парк без края и конца, очень сильный коллектив учителей. Представьте, какая будет ломка? Вот что сказала замглавы Ерастова учителям: „Никто не виноват, что вы не можете бросить своих коров и уехать!“ Как просто! Куда ехать, кто кого и где ждет? Люди вросли корнями, мыслимо ли вырвать?..»
Если отцы и матери, зная состояние автобусов, окрестных дорог и железнодорожных переездов, не отпускают своих детей за тридевять земель в чужую школу, то власти грозят им лишением родительских прав через суд. Такие случаи уже были в Воронежской и Калининградской областях.
А вот что пишут 26 семей из Мезенского района Архангельской области: «Когда открылась наша Целегорская малокомплектная школа, родители очень радовались, что больше не придется их ребятам с десяти лет жить в интернате. Уже одиннадцать выпускных вечеров отпраздновала она, а теперь в числе первых попадает под закрытие. Эта перспектива ставит жителей деревень в тупик. Как отправлять каждый день малолетних детей в холодном автобусе в школу — в село Козьмогородское, до которого ехать 50 минут? А кормление там на шесть родительских рублей? Какие же для детей вечера, кружки, секции, если после уроков их надо развезти по четырем деревням? Рабочий день у детишек будет, как у взрослых, — с 8 до 16 часов. Кто подумал об их здоровье? Зато для районной власти опять выгода — экономия на зарплатах уволенных учителей. Об учителях и персонале вообще никто не вспомнил, их просто хотят выкинуть без всяких социальных гарантий. Господа руководители, когда вы разрабатываете нацпроекты, о чем вы думаете? Неужели только о том, как отнять, приблизить к краю гибели глубинные деревни, поселки, села?»
Я не сторонник теории заговоров, но невольно согласишься с депутатом Государственной думы от Сахалина Светланой Ивановой, которая уже несколько лет борется за сельские школы и много раз встречалась по этому поводу с правительственными чиновниками: «Абсолютно ясно, что какие-то темные силы боятся возрождения села…»
В июле в Государственной думе при солидарном молчании СМИ прошли общественные слушания на тему «Сельская школа как производственно-технический и социокультурный центр». Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке, сообщил немногим собравшимся такие вещи, которые в любой другой стране вызвали бы волнения в обществе, отставку министров и стали бы поводом для парламентского расследования. Вот цитата из его выступления: «Перед сегодняшними общественными слушаниями комитет запросил информацию в Правительстве Российской Федерации. В 2003/04 учебном году в России было закрыто 686 общеобразовательных сельских школ, в 2004/05 году — 575, в 2005/06 учебном году — 654. Другими словами, только общеобразовательных школ за эти три года было закрыто почти две тысячи… Я убежден, что вопрос, который мы сегодня обсуждаем, это и вопрос национальной безопасности нашей страны… Когда исчезает сельская школа — исчезает село, когда исчезает село — наша страна превращается в огромную, но безлюдную территорию…»
Добавлю к этому, что, по признанию чиновников, в очереди на закрытие стоят еще пять тысяч сельских школ! На фоне замалчивания таких проблем и таких угроз вся оглушительная трескотня в СМИ о нацпроектах и дележке министерских портфелей, о преемниках и выборах кажется изощренной, дикой издевкой над народом.
Недавно во время командировки в Вологодскую область я встретил учительскую семью Комягиных из деревни Марково Никольского района. Отец преподает в сельской школе труд и черчение, мама — учитель начальных классов. Вместе с одной из четырех дочерей, Юлей, они ехали в областной центр.
Поговорили, как водится, о школьных реформах. Комягины рассказали, что и Марковскую школу, где сейчас учатся около сорока детей, норовят превратить в филиал, в начальную школу. «А куда же вы путь держите?» — спросил я напоследок. Оказалось, район командировал Комягиных на выставку-ярмарку лучших …крестьянских подворий. Я смотрел на этих добрых, приветливых и очень усталых людей и думал о том, что, очевидно, ни в советское, ни в дореволюционное время такая история была бы невозможна. Ведь во все времена сельский мир старался помогать учителю и дровами, и продуктами. До чего надо довести деревню и сельскую школу, чтобы лучшее в районе крестьянское хозяйство было у учителей!
Дмитрий Шеваров