08.04.2008 13:49
На региональной конференции «Единой России» губернатор Новосибирской области заявил, что «партийному активу в самое ближайшее время предстоит рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав области и переходе на партийный принцип формирования областного совета». По словам Виктора Толоконского, этот принцип нужно реализовать уже при подготовке следующих выборов. Разговоры о том, что будущий облсовет будет исключительно состоять из депутатов-"списочников" ведутся с 2006 года, но сегодня слухи обретают все более реальные очертания. Спикер Алексей Беспаликов также заявил, что депутаты из фракции «Единая Россия» приступили к рассмотрению этого вопроса.
Если губернатор Виктор Толоконский говорит, что следующие выборы депутатов областного совета будут проходить исключительно по партийным спискам, то можно с высокой долей уверенности сказать, что так и будет. Сегодня исполнительная власть региона контролирует депутатский корпус и может проводить любое решение через фракцию «Единая Россия» и ориентированных на областную администрацию аграриев и «жириновцев». Коммунисты вопрос еще не обсуждали. На мой взгляд, введение выборов исключительно по партийным спискам, конечно, стимулирует развитие партийной системы на региональном уровне, но одновременно отрывает депутатов от территории, от избирателей, делает законодателей от «партий власти» полностью зависимыми от своего партийного руководства, то есть исполнительной власти региона.
Если прежде такие авторитетные и влиятельные политики, как Николай Мочалин или многие другие могли вести свою политическую игру, а иногда и бунтовать, то теперь они смогут быть только в фарватере генеральной линии — «шаг вправо, шаг влево — карается исключением из списков». Думаю, депутаты-тяжеловесы — это понимают, понимают они, что при исключительно пропорциональной системе формирования областного совета неизбежно сокращение численности депутатского корпуса — значит, кому-то придется завершить политическую карьеру. В 2005 году именно эти соображения привели к тому, что депутаты-одномандатники решили удвоить численность облсовета до 98 законодателей — никто не хотел соперничать друг с другом, на уже удобренных депутатскими фондами округах. В другой ситуации — это была бы питательная среда для возникновения опасной для команды губернатора депутатской Фронды, но сейчас несколько иной политический ландшафт. Хотя потребуются поправки в Устав Новосибирской области, для чего требуется две трети голосов депутатов, что даже сегодня не просто — достаточно вспомнить, что последние «инновации», как правомочность сессии при присутствии лишь половины депутатов или возможность проведения сессий раз в три месяца, были приняты с большим скрипом. Не факт, что всех аграриев и «единороссов» радует перспектива исключительно партийного областного парламента, возможно, кто-то из них попытается блокировать губернаторские планы, вопрос насколько хватит у них воли к сопротивлению.
Если исходить из сугубо прагматических целей, то коммунисты от исключительно партийного законодательного собрания выигрывают больше наших политических противников. По итогам выборов 2005 года фракция КПРФ имела 7 одномандатников и 14 депутатов-списочников, за два года позиции КПРФ в Новосибирской области не ослабели, а если посмотреть на итоги президентской кампании, то они усилились. За коммунистов сейчас каждый четвертый избиратель Новосибирской области, сегодня коммунисты аккумулируют все протестные настроения, и на региональных выборах уровень поддержки компартии может быть еще выше. Это если говорить о чистой прагматической выгоде, но мы не можем исходить из сиюминутных выгод. В последние годы КПРФ выступает именно как демократическая оппозиция нынешнему бюрократическому режиму: так, коммунисты были против отмены округов на выборах в Госдуму, выставляли этот вопрос на «народный референдум».
В данном случае мы имеем дело с политикой дальнейшего принижения роли Новосибирского областного совета, как независимого органа законодательной и представительной ветви власти. Подобную линию мы наблюдаем уже второй год. Сначала, депутаты-"списочники" были лишены общественных приемных, потом уже для всех законодателей были фактически ликвидированы депутатские фонды. Таким образом, были серьезно ограничены возможности для депутатов работать с избирателями. Постоянно возникают претензии к администрации области по поводу исполнения наказов избирателей. Ситуация вызывает недовольство не только у коммунистов, но и у представителей «партии власти». При формировании облсовета исключительно по партийным спискам, он еще больше отдалится от своих избирателей, от конкретных нужд территорий, перестанет быть представительным (то есть представляющим жителей области) органом власти, окончательно превратившись в «законоштамповочный» департамент обладминистрации.
Амбиции влиятельных региональных «баронов» будут подавлены, и они окончательно превратятся в сановную свиту. Может быть, бюрократия и стремится к абсолютной власти, но она теряет важнейший канал коммуникаций, обратной связи с населением. От такой системы теряет и власть региона, и жители Новосибирской области.
Андрей Жирнов, депутат облсовета