18.09.2008 22:17
Горожане обратились к мэру Новосибирска с предложением снизить стоимость проезда в городском коммерческом транспорте. Открытым письмом общественная организация «Комитет по защите прав пешеходов и пассажиров» призвала Владимира Городецкого обратить внимание на то, что в Новосибирске самая высокая стоимость проезда среди крупных городов Сибири, при этом стоимость бензина и солярки у соседей отличается не столь значительно. Традиционное объяснение причин роста стоимости проезда — это повышение цен на ГСМ. Но в последнее время горючее на заправках дешевеет, логично сделать дешевле и проезд.
Инициативу общественной организации поддержал и депутат облсовета, член транспортного комитета областного парламента Андрей Жирнов, подкрепивший открытое письмо пассажиров депутатским запросом. Депутат-коммунист полагает, что завышенные тарифы вызваны не только дороговизной ГСМ: «Нельзя исключать, что одной из причин столь необоснованно высоких тарифов является включение в цену билета для пассажира новосибирского транспорта издержек, причины которых носят явно субъективный неэкономический характер».
В последние года три на рынке пассажирских перевозок происходила монополизация рынка, что активно лоббировал депутат облсовета и глава «Транспортного союза Сибира» Валерий Ильенко, кстати, лидер Октябрьского отделения «Единой России». Именно с подачи Ильенко частников силой переводили на автобусы большой вместимости, многократно увеличивая издержки их бизнеса и выдавливая с рынка несогласных.
«По подсчетам Комитета по защите прав пешеходов и пассажиров, из стоимости проезда минимум 2,5 рубля — это цена, которую новосибирец платит за насильственный переход на автобусы большой вместимости, что активно осуществлялось департаментом транспорта мэрии в последние три года, — говорилось в депутатском запросе. — Кредиты выдавались под залог автобусов, под 16-20% годовых. Естественно, что банковские издержки перевозчики вынуждены закладывать в стоимость билета».
«Таким образом, рост цены на ГСМ, кризис в банковской сфере (как следствие повышение процентных ставок за „автобусные кредиты“), навязывание автобусов большой вместимости представителям малого бизнеса без учета рентабельности маршрутов, и, наконец, монополизация рынка перевозок — все эти факторы привели к тому, что Новосибирск стал в Сибири рекордсменом по росту цен на пассажироперевозки», — делает вывод депутат Жирнов.
В настоящее время Новосибирск стал рекордсменом по ценам на проезд в Сибирском федеральном округе. Так, стоимость билета в большинстве автобусов Новосибирска составляет 16 рублей, в то время как в Томске — 9 рублей, Красноярске — 11 рублей, в Кемерово — 13 рублей. При этом горючее в этих городах стоит не дешевле, чем в Новосибирске, перевозки пассажиров также осуществляются большими автобусами, иными словами предприниматели-перевозчики в соседних регионах несут равные издержки с новосибирцами.
Сегодня для большинства горожан — жителей Новосибирска транспортные расходы действительно становятся всё более существенными, при этом работа общественного транспорта (пробки на дорогах, неудобные маршруты, большие интервалы между автобусами и неудобный график движения в вечернее время) вызывает справедливые нарекания со стороны пассажиров. Горожане уверены, что у муниципалитета есть властные рычаги для снижения стоимости проезда, только нужно развивать муниципальный транспорт и создавать конкурентную среду. Если бы чиновники ездили на работу на троллейбусах, трамваях или автобусах, то они адекватнее бы оценивали и состояние общественного транспорта, и качество жизни в Столице Сибири. Из окна персональной машины город кажется иным…
Александр Попов