11.11.2008 09:51
Бюджет Новосибирска на будущий год и период 2010—2011 годов сейчас является центральной темой обсуждения в городском Совете депутатов. Хотя в целом главный финансовый документ города повторяет схему прошлых лет, его реальное осуществление в будущем году может столкнуться с серьезными проблемами — совсем скоро даст о себе знать разразившийся экономический кризис. Об этой и других проблемах распределения городских средств мы спросили у председателя комиссии по местному самоуправлению городского Совета Новосибирска, депутата-коммуниста Анатолия Казака.
- Бюджет Новосибирска на 2009 год уже рассматривается депутатами и основные его положения понятны. Какие основные изменения в распределении финансовых ресурсов города произойдут в 2009 году?
— Доходная часть бюджета на будущий год составит порядка 36 миллиардов, расходная — порядка 38, 5 миллиардов рублей. Дефицит бюджета заложен на уровне 2,5 миллиардов рублей. Таким образом, концепция бюджета сохранила все основные черты предыдущих лет. Основная часть доходной части бюджета — порядка 60% формируется из налоговых и неналоговых доходов, а основные расходы идут по статье образование. Поэтому больших изменений по бюджету, в принципе, нет. Как нет и значительных негативных моментов в распределении самих финансовых ресурсов.
- Как стало ясно после последнего заседания комиссии по местному самоуправлению Совета депутатов, какие-то проблемы все же остаются…
— Есть вопросы, которые будут решаться во втором чтении и уже в период 2009 года. По-прежнему, не решена проблема взаимоотношений с вышестоящими бюджетами. Те трансферты, которые мы получаем из них, не в полной мере отражают ту финансовую наполняемость, которая необходима для исполнения вопросов местного значения. 131-ый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятый в 2003 году, за прошедшие пять лет пережил 36 поправок. В число изменяемых величин входили вопросы местного значения, которые перераспределялись с вышестоящими инстанциями, вопросы финансового обеспечения — ряд этих вопросов не отрегулирован должным образом. К примеру, когда мы не знаем полностью объемы поступающих средств из регионального и федерального бюджетов — мы не в состоянии четко спланировать то финансирование, которое мы можем дать из местного бюджета. Именно такая ситуация сложилась с органами обеспечения правопорядка, которые финансируются из всех трех бюджетов и проблемы несогласования тех или иных расходов возникают регулярно. Есть вопросы и по муниципальному имуществу. Мы имели довольно большие поступления от аренды муниципального имущества, теперь нас обязали это имущество продавать, при этом возможность сдавать его в аренду малому и среднему бизнесу оставлена — из за недостаточной отрегулированности этого вопроса мы сильно теряем в финансовом плане. 2-3 года назад мы получали от аренды порядка 1 миллиарда рублей. Сейчас, когда мы планируем бюджет 2009, 2010 и 2011 года, мы видим, как постепенно эта статья доходов сходит на нет.
- А не повлияет ли на бюджет города, на его доходы и расходы разразившийся экономический кризис?
— Я думаю, что такие изменения будут, но пока ситуация находится на стадии обсуждения и осознания произошедшего — и определенного понимания обстановки не достигнуто. Уже сейчас идут разговоры, что часть бюджета придется сделать резервной — порядка 4 миллиардов рублей. Основная часть этих денег будет взята из бюджета развития города, то есть те стройки, которые планировались, в частности — детские сады, объекты здравоохранения, благоустройства дворовых площадок — могут быть заморожены.
- Известно, что с 1 декабря 2008 года запланировано повышение зарплат в бюджетной сфере на 30%. Как вы считаете — эта мера действительно может помочь бюджетникам?
— С одной стороны, это действительно необходимая мера, ведь тот уровень зарплат, который существует у бюджетников не достигает объективно необходимых величин. Зарплата и уровень жизни в целом должны быть гораздо выше. Фракция КПРФ в Совете депутатов Новосибирска не раз настаивала на повышениях. В прошлом году коммунисты поднимали вопрос о тех 12% работников бюджетной сферы, у которых зарплата была ниже прожиточного минимума. С одной стороны, сейчас такого уже не будет, с другой стороны — не ясно как будет развиваться экономика в стране. Получилось так, что нашу экономику вписали в мировую и теперь любые потрясения на Западе непременно отразятся на нас. За последние 15 лет был разрушено очень много. Экономика России больше не может быть самодостаточной. Несомненно, экономический кризис окажет свое влияние и существует такой вариант развития событий, как многократное повышение уровня инфляции — соответственно все повышения зарплаты не обеспечат нормальный уровень жизни наших граждан в сложившейся ситуации. При всем при этом, федеральные органы ведут сворачивание социальных программ (жилищно-коммунальные льготы, субсидии, льготные лекарства, дома ветеранов) — забирая у органов местного самоуправления эти функции, они не восстанавливают их на федеральном уровне. Положительно отразиться на уровне жизни наших горожан это никак не может.
Сергей Мёдов