31.10.2014
… Результаты голосования в заксобрании показали, как разные политические силы относятся к проблемам Новосибирска, к жителям города, к своим избирателям. Думаю, что на выборах депутатов заксобрания в 2015 году избиратели Новосибирска дадут им должную оценку…
Несмотря на все обращения депутатов горсовета Новосибирска к своим коллегам в заксобрании Новосибирской области, мы не были услышаны, и это очень печальный факт. Несправедливость этого решения очевидна для всех. Область могла бы вместо обещания Новосибирску каких-то трансфертов, сохранить за городом его собственные доходы. 80 % налоговой базы области формируется на территории Новосибирска, а оставляют ему сегодня меньше 15 % всех налогов. Новосибирск является донором, а на собственное развитие не получает ничего.
Все постарались избежать политических оценок. Но совершенно очевидно стремление региональной власти держать Новосибирск «на коротком поводке». Это известный механизм финансового контроля. Чем отличаются субсидии, субвенции от собственных доходов? Либо ты располагаешь собственными доходами, либо каждый раз должен что-то выпрашивать у вышестоящего уровня власти. Мы отдаем свои деньги, а потом их должны выпрашивать.
Фракция КПРФ в полном составе не поддержала данный законопроект. В то же время фракция «Единой России» и другие фракции заксобрания голосовали «за» это решение — за то, чтобы из бюджетов муниципальных образований изъять 10 % НДФЛ в пользу областного бюджета.
Для Новосибирска это решение означает потерю 3,5 млрд. рублей, 10 % доходной части бюджета, и сегодня мэрии города и горсовету придется принимать решение о сокращении расходов, о сокращении капитальных вложений, о приостановке ряда городских программ на 2015 год. Это, по сути, приостановка развития города.
Весь бюджет развития Новосибирска составлял в этом году 4,5 млрд. рублей. Кроме этого в следующем году надо будет погашать кредиторскую задолженность за ряд инфраструктурных проектов, которые были реализованы в этом году. Это касается двух развязок: на Южной площади и на ул. Петухова, касается расширения Мочищенского шоссе, ул. Объединения. Сегодня под вопросом продолжение строительства детсадов, поскольку в федеральном бюджете не предусмотрено софинансирование этой программы. Под вопросом строительство и капремонт школ. Значительно сократится финансирование программы внутриквартального благоустройства.
По ряду департаментов, например, по департаменту ЖКХ, департаменту транспорта и дорожного строительства, расходы предполагается сокращать в 1,5 – 2 раза. Это, безусловно, отразится на городской инфраструктуре и на решении основных проблем города. Это проблемы пробок, проблемы транспортной доступности, возможности развивать дальше транспортную инфраструктуру города, проблемы ЖКХ. Под сокращение, вероятно, попадет муниципальная программа капремонта «40 на 60». Большой вопрос, насколько будет выполняться программа замены и модернизации лифтов, поскольку она требует софинансирования из городского бюджета, а эти деньги неоткуда взять. Придется сократить финансирование программы газификации частного сектора города. А выполнение каких-то программ — отложить «до лучших времен». Не будет выполнен ряд наказов избирателей.
У нас и так был достаточно большой объем внутреннего долга — порядка 14 млрд. рублей, теперь он будет составлять 15 млрд. рублей. Это значит, город больше не сможет привлекать заемные средства, кредитные ресурсы для выполнения своих обязательств. Кроме того, большая часть из этих денег – 5, 6 млрд. рублей — это кредиты которые привлекались на строительство 3-го моста, и городу придется их как-то выплачивать. Известно, что «Сибмост» еще собирается взыскать с Новосибирска 2 млрд. рублей. Все эти средства придется где-то искать.
В этой ситуации городу придется искать дополнительные источники доходов. В первую очередь, необходимо проводить работу по взысканию задолженности по аренде земли, порядка 2 млрд. рублей — это предложили депутаты горсовета Новосибирска. Такая работа ведется — за 3 месяца уже вернули в бюджет города 465 млн. рублей. Еще один источник — неналоговые доходы за счет рекламы, за счет увеличения стоимости аренды муниципального имущества на Гусинобродском рынке и ряд других источников. Возможно, придется продавать какие-то объекты муниципальной собственности, хотя — продавать уже нечего.
Пока непонятно, как и в каких объемах сможет помочь областной бюджет Новосибирску, который забрал у города эти доходы. Пока мы имеем только обещания. Посмотрим, как они отразятся в бюджете в ходе его исполнения.
В целом принятое депутатами заксобрания решение крайне болезненно для бюджета Новосибирска и соответственно для всех жителей города. Результаты голосования показали, как разные политические силы относятся к проблемам Новосибирска, к жителям города, к своим избирателям. Как проявили себя в этом ключевом для горожан вопросе. Думаю, что на выборах депутатов заксобрания в 2015 году избиратели Новосибирска дадут им должную оценку.