13.04.2015
...Самое главное и очень опасное последствие в условиях кризиса – это отчуждение власти и народа уже на уровне местного самоуправления: если я не избирал главу, значит отношение к этому главе будет сформировано как к «не нашему». Соответственно, ухудшится социально-экономическая обстановка, и это отчуждение будет только обострять...
Необходимо напомнить, что 3-я статья Устава Новосибирской области под названием «Народовластие в Новосибирской области» среди форм народовластия указывает на прямые выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления. Это принципиальная норма!
Во-вторых, и президент Российской Федерации, и федеральный законодатель вообще-то предложил четыре модели избрания глав местного самоуправления, а не какую-то одну.
В-третьих, фактическая реализация избрания депутатами будущего главы из предложенных конкурсной комиссией содержит отдаленные последствия, чрезвычайно важные, которые сегодня не просчитываются, и которые не хотят учитывать. По крайней мере, их пока не очень слышат. Думают, что эта модель будет создавать вертикаль власти, но это не так. Активные действующие главы уже смеются: «Будем передавать свою власть по наследству». Они-то как раз против этого и говорят, что прямые выборы – это все-таки серьезное испытание для любого кандидата.
Самое главное и очень опасное последствие в условиях кризиса – это отчуждение власти и народа уже на уровне местного самоуправления: если я не избирал главу, значит отношение к этому главе будет сформировано как к «не нашему». Соответственно, ухудшится социально-экономическая обстановка, и это отчуждение будет только обострять. Я думаю, этот момент как раз вообще не анализируется и не просматривается инициаторами того регионального законопроекта, который внесен в Законодательное собрание. Этот законопроект наиболее тяжелый и чреват серьезнейшими конфликтами по всей территории Новосибирской области.
Плюсы, на которые рассчитывают инициаторы законопроекта, наверное, есть, и один из них в том, что конкурсная комиссия будет руководствоваться определенными критериями и «отсечет» совсем негодных кандидатов. Но практика показывает, что как только возникает «фильтр», он помимо плюсов дает более тяжелые минусы.
Очевидно, что очень тщательно надо отработать этот законопроект. Необходимо услышать общественность, например, две трети бердских депутатов высказались за сохранение прямых выборов в своем городе, а их никто не слышит. Осенью мы уже проходили изменение выборного законодательства, но тогда были и выездные заседания, и встречи с общественностью. А сейчас этой процедуры нет — народного мнения нет. Должны быть официальные документы с сессий, вслепую голосовать депутаты не имеют права. Нельзя забывать о народе — источник власти не главы, не председатели областных советов, а народ.