06.08.2011 18:35 Евгения Глушакова
В преддверии нового учебного года многие школы на селе, находясь в катастрофическом положении, выживают из последних сил.
Проблемы как педагогов, так и учеников и их родителей в школах сельской местности давно известны. Это и нехватка молодых преподавательских кадров, не стремящихся в село из-за низких зарплат, и отсутствие перспективы получения жилья. Это дорогие учебники и учебные пособия, которые родители, особенно на селе, покупают на последние деньги. С нового года же вступает в силу закон об автономных учреждениях, по сути бросающий школы на произвол судьбы. Как это скажется на сельских школах – никому не известно, но прогнозы, мягко говоря, не самые радужные. Ведь уже сейчас администрации многих школ вынуждены брать средства на нужды учеников от родителей – сельских тружеников, которые, как известно, отнюдь не являются обеспеченной категорией граждан нашей страны.
– Одна из самых страшных угроз для нас – платное образование, – рассказывает преподаватель математики школы села Половинное Краснозерского района, заслуженный учитель Российской Федерации, депутат сельсовета Николай БАКЛАНОВ. – Другая наша беда в том, что учительство находится, как говорится, в полном загоне по причине практически полного отсутствия молодых кадров. Я помню, когда раньше были августовские чтения, в них принимали участие десятки молодых учителей, а сейчас посмотришь на педагогический состав школ, и слезы на глаза наворачиваются – практически одни пенсионеры. Молодежь если и есть, то единицы.
Что же касается злополучного «аушного» закона, то, по мнению педагога-депутата, он принят властью с целью окончательно добить систему среднего образования, особенно на селе. Причем, эти тенденции власти к уничтожению всего того, что было создано в стране несколькими поколениями людей, прослеживаются после крушения Советского Союза практически во всех сферах.
– Чем сейчас могут похвастаться чиновники от образования? – продолжает Николай Васильевич. – Тем, что платят нам зарплату? Ведь было время, когда мы ее не видели месяцами. Но это обязанность государства. Тем, что в школах, в том числе сельских, появились компьютеры? Но ведь одними компьютерами сыт не будешь! Нужна мебель, ремонт, продуманные программы. Вот образовательные стандарты. Даже не знаю, как назвать, то, что с ними сделали. К нас теперь великое множество учебников, причем по одной-единственной дисциплине. Стоит ребенку перейти в другую школу – он сталкивается с новой программой, к которой приходится адаптироваться и покупать новые учебники. А каково семьям военных, которые вынуждены постоянно переезжать. Для детей из этих семей подобное «разноцветье» программ попросту убийственно.
Конечно, на уровне местной власти, сельсоветов, какие-то меры принимаются. Например, уделяется больше внимания внешкольной работе с детьми, выделяются, пусть и незначительные, средства на школьные нужды, но кардинально повлиять на ситуацию они не могут – необходима другая государственная политика в образовательной отрасли. Тем более, что сфера образования по закону о местном самоуправлении не относится к уровню местной власти. Образование – задача государственная.
– Нужно, чтобы государство захотело работать со школой, – продолжает Николай Бакланов. – Нужна и государственная идеология, которая сейчас полностью отсутствует. Нужно внимание к детям. Детей любить надо. Если в селе дети в свободное время заняты полевыми работами, где помогают родителям, то в городах они большей частью предоставлены сами себе. Отсюда и наркомания, и алкоголизм, и даже уголовные преступления со стороны подростков. Сейчас воспитание молодого поколения целиком и полностью держится лишь на энтузиазме педагогов. Такое впечатление, что мы работаем вопреки государству. Я до начала 90-х знал, что нахожусь на службе у государства и делаю то, что ему нужно. Выполняю государственные задачи. Сейчас – наоборот. Такое впечатление, что цель государства – развратить молодежь, лишить ее возможности расти в интеллектуальном и нравственном планах. Мы же, школьные учителя, насколько можем, противимся этому. Во всех цивилизованных странах учительство работает рука об руку с государством. Иначе, казалось бы, и быть не может. Но нет, у нас вот по-другому. И изменить ситуацию при нынешней власти попросту невозможно. Требуется кардинальная смена политического курса.