01.03.2019 18:42 Яна Бондарь
Месяц назад депутат Законодательного собрания Новосибирской области Роман Яковлев пересел с личного автомобиля на общественный транспорт. Таким образом, он решил проверить, как работает транспорт в морозы, но в итоге тест-драйв перерос в масштабную акцию с привлечением горожан. Теперь Роман Яковлев готовит авторскую видео-программу, которую будет снимать также в общественном транспорте.
Давайте вспомним, как начался этот эксперимент. Какую цель Вы перед собой ставили?
— В Новосибирской области стояли аномальные морозы, в регион пришли рекордно низкие температуры. И возникла идея протестировать возможности нашего общественного транспорта в таких условиях, потому что морозы проверяли не только жителей региона, но и городскую инфраструктуру на прочность.
После однодневного тест-драйва идея была растиражирована СМИ, проявили интерес горожане, стали подключаться к обсуждениям. Было видно, что новосибирцам это интересно. Тогда я и решил продлить эксперимент на весь февраль.
Некоторые горожане все-таки отнеслись к этому скептически.
— Изначально в соцсетях появилось две категории людей: первые активно поддержали мою идею и по сей день общаются со мной, высказывают свое отношение к работе автобусов, трамваев, маршруток. Спасибо им за участие! Но есть и другая часть — это общественно-политические оппоненты, у которых, скажем так, своеобразное мировосприятие и они попытались переиначить цель эксперимента. Якобы это не проверка транспорта с целью повышения эффективности работы, а «будто какой-то депутат спустился в народ, чтобы прокатиться с обычными людьми». Думаю, это делалось для того, чтобы вызвать негатив по отношению ко мне.
Отдельные граждане говорили, что у меня «машина замерзла в мороз», и так я пропиарил свою безалаберность на всю область. Ничего подобного не было — я отношусь к категории автолюбителей, которые стараются следить за своей техникой. Однако, на мой взгляд, им не удалось перевернуть восприятие эксперимента и большинство адекватных новосибирцев восприняли посыл правильно.
С начала эксперимента и до самого конца моей целью оставалось собрать мнения новосибирцев о работе общественного транспорт, структурировать их и сообща вместе с мэрией отработать каждое замечание и предложение горожан, чтобы улучшить транспорт в нашем городе.
Помимо анализа работы транспорта, вы добавили «соревновательный фактор» и решили уложиться за месяц поездок в полторы тысячи. Удалось?
— Когда проект только стартовал, первостепенной задачей был сбор предложений и актуальных вопросов по улучшению работы общественного транспорта. Вторая идея — посмотреть на финансовую составляющую: удастся ли уложиться в полторы тысячи рублей? Сумма была взята с учетом поездок в первой день, тогда я потратил 85 рублей и посчитал, что за все время мне понадобится именно такая сумма — полторы тысячи.
В итоге я потратил 1349 рублей или в среднем 71 рубль в день. В первую неделю я выбирал самый быстрый — передвигался на метро и трамвае до работы, то потом начал менее затратно формировать маршруты. Где-то проходил пару остановок пешком, чтобы добраться прямым маршрутом.
Были и исключения, о которых я говорил: 5 дней проекта я передвигался на автомобиле по семейным обстоятельствам. Если говорить о выходных днях, то я практически не пользовался общественным транспортом, потому что все необходимые здания были в шаговой доступности.
Вас узнают в транспорте?
— Конечно, люди узнают, общаются, особенно, когда садишься в автобус на территории своего округа в Ленинском районе. Сейчас я запустил хэштэг #ПоПутисРоманомЯковлевым в сети интернет. Люди активизировались и начали писать в личных сообщениях и делать посты в соцсетях, где высказывали свое мнение и пожелания. Взаимодействие налаживается.
Все предложения будут переданы непосредственно в Департамент транспорта мэрии Новосибирска. Ни одно сообщение не останется без внимания. Уже сейчас можно утверждать, что большинство жителей солидарно со мной в том, что общественный транспорт работает хорошо. Есть ситуация с движением транспорта в позднее время, ее мы разберем отдельно в рамках моего проекта.
В начале эксперимента вы оценили работу городского транспорта на «твердую четверку». Изменилась ли оценка?
— Нет, как оценил на «хорошо», так и осталось. Наш транспорт весьма динамичный, нет больших провалов в интервалах движения, у нас достаточно комфортно и недорого. У нас есть определенные пожелания к троллейбусному и трамвайному парку, здесь есть над чем работать — нужно обновлять подвижной состав. Это, на мой взгляд, связано с экономическими проблемами, но не только в Новосибирске, а в стране в целом. В Новосибирске идет поэтапное обновление транспорта. И даже та техника, которая морально и физически подустала, все равно на боевом посту.
Поэтому твердая четверка и у меня нет сомнений, что эта оценка будет улучшаться с таким отношением мэрии к работе общественного транспорта. Это не только мое мнение, но и мнение горожан. Хочу напомнить, что во время эксперимента в некоторые дни я ездил по маршруту вместе с журналистами. Чтобы не быть голословными, мы спрашивали у пассажиров, как они относятся к общественному транспорту, все ли хорошо, все ли их устраивает. И большинство поддерживает ту политику, которую проводит сегодня городская власть в части общественного транспорта. Это все зафиксировано, это оценка под камерой
По своему опыту, когда у меня еще не было машины до 2011 года и я пользовался только общественным транспортом, могу сравнить и сказать, что улучшение в работе транспорта заметны. Общественный транспорт начал отвечать требованиям пассажиров, стал более эффективным.
В итоге будете продолжать эксперимент?
— Ездить на автобусах и метро я никогда не прекращал, продолжу и в будущем. Но эксперимент перетекает в другую плоскость — мы запускаем передачу #ПоПутисРоманомЯковлем. Это видео-проект с онлайн-трансляцией, который мы будем делать также в общественном транспорте. После монтажа мы будем заливать ролики на Youtube.
Это будет программа об общественном транспорте?
— Нет, мы будем освещать актуальные сферы жизни в Новосибирске и Новосибирской области вместе с экспертами, будем отвечать на вопросы и предложения новосибирцев. Они могут писать мне до начала съемок в личные сообщение в соцсетях или в специальной группе, которую мы создали для проекта.
При этом в ближайшем будущем спикеров и тематику будем определять в интернете с помощью народного голосования. Пилотный выпуск выйдет уже в марте, в нем как раз обсудим тему общественного транспорта, по итогам материалов собранных в ходе моего февральского эксперимента, вместе с начальником департамента транспорта Романом Дроновым. Он уже дал свое согласие, сейчас мы занимаемся решением технических задач и начнем выходить в эфир. Нет сомнении, что данный формат будет интересен зрителям.
С темой общественного транспорта все понятно, я правильно понимаю, что с 1 марта стартует сбор информации по новому направлению?
Да, сегодня мы запускаем сбор информации от жителей по работе здравоохранения в Новосибирской области для второго выпуска программы. Свои предложения и замечания можно писать мне в личные сообщения в различных соцсетях. Мой проект нацелен, на то, чтобы сделать эффективным диалог между обществом, исполнительной и законодательной властью.