03.09.2022 11:51 Любовь Наряднова
В Новосибирском художественном музее открылась выставка работ соцреализма «Город солнца» из собрания музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ, мэр Новосибирска Анатолий Локоть открыл выставку и оценил экспозицию вместе с организаторами.
Свыше 40 ярчайших произведений 1930-х – 1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» вошли в экспозицию. Это живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. Присутствующие отметили, что буквально все картины, представленные на выставке, пронизаны светлым настроением и оптимизмом, присущим периоду 30-х годов.
Одной из центральных картин новосибирской выставки является портрет Иосифа Сталина кисти Александра Герасимова. Он был первым президентом Академии художества СССР: Герасимова по праву считают одним из любимых художников Сталина. Рядом – картина Петра Мальцева «Встреча героического экипажа» – первый полет из Москвы на Дальний Восток, который совершен без остановки и дозаправки.
Анатолий Локоть в своем выступлении рассказал, что «Город солнца» – название произведения известного философа-утописта Томмазо Кампанеллы. Книга, посвящённая идеальным отношениям в обществе, идеальному государству и людям, была очень популярна в Российской социал-демократической рабочей партии. Позже В.И. Ленин в беседе с Луначарским отмечал: «Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же».
— Выставка работ соцреализма «Город солнца» посвящена советской жизни, труду и людям, которые строили советскую родину в нелегкие годы. Все солнечно, ярко и светло — именно такое ощущение создается от экспозиции. А если учитывать исторический контекст, то понимаешь, почему работы выполнены именно в такой стилистике. Особенность тех лет в том, что люди жили трудно, но очень верили в светлое будущее и не просто верили, а строили его. Строили московское метро, ДнепроГЭС, Кузнецкий металлургический — это все стройки 20-30 годов. А потом они защищали нашу родину, и все что строили. Охватывает огромное уважение, когда ты смотришь на эти картины и понимаешь исторический контекст. Выставка произвела на меня колоссальное впечатление, рекомендую посетить всем новосибирцам.
После официальной части куратор выставки из музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Наталья Викторовна Бакланова провела экскурсию по экспозиции.
Но больше всего Анатолия Евгеньевича заинтересовала картина Алексея Кацеблина «Лыжный рейд в Карелии», на которой изображен эпизод пограничных столкновений с белофинами – самоотверженный подвиг воинов, защищающих рубежи Родины, во все времена.