28.11.2022 16:29 Иван Стагис
28 ноября 1820 года родился друг и соратник Карла Маркса Фридрих Энгельс. Несмотря на то, что своим девизом по жизни он выбрал фразу «Относиться к жизни легко», вряд ли кто-либо назвал соавтора «Манифеста коммунистической партии», автора «Происхождения семьи, частной собственности и государства» легкомысленным человеком.
Организатор Октябрьской революции и основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин так оценивал одну из основных работ Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: «Это – одно из основных сочинений современного социализма, в котором можно с доверием отнестись к каждой фразе, с доверием, что каждая фраза сказана не наобум, а написана на основании громадного исторического и политического материала». Эта характеристика соответствует всему стилю работы выдающегося немецкого философа, социолога, экономиста.
Уже будучи признанным авторитетом в мировом левом движении, Энгельс писал: «Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям». Именно поэтому он, симпатизируя революционному движению (а становление его как мыслителя совпало с революциями 1848-1849 годов), всю свою жизнь потратил на вооружение этого движения теорией — будь то теория возникновения и развития государства, изучение положения рабочего класса в Англии или военная стратегия (между прочим, еще в 1870 году он предсказал конфликт Германии и России). Многие мысли, высказанные Энгельсом, актуальны и сегодня, например: «Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных», «Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи», «Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека».
Современное буржуазное общество, конечно, не простило Фридриху Энгельсу того, что он, сын богатого фабриканта, приложил все усилия к тому, чтобы уничтожить капитализм. В постсоветской России к традиционно антикоммунистическим аргументам о том, что «марксизм устарел», «Маркс и Энгельс заблуждались» стали добавляться обвинения в русофобии. Между тем факты говорят об обратном: конечно, Энгельс был принципиальным противником российского самодержавия, которое ему казалось воплощением политических пороков. «Россия, положение которой я изучил по русским оригинальным источникам, неофициальным и официальным… давно уже стоит на пороге больших переворотов, и все необходимые для этого элементы уже созрели», — отмечал он в последние годы жизни. Ему довелось видеть расцвет российского самодержавия при Николае I, трансформацию общества после отмены крепостного права. Философ понимал, что политическая система царской России не выдержит ее экономической модернизации. Известно его письмо Георгию Плеханову в 1895 году: «Уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это — Николая II».
Но при этом Фридрих Энгельс, ведя переписку с Верой Засулич, Георгием Плехановым, указывал как на сильные стороны российского революционно-демократического движения — твердость характера, решительность, самоотверженность его участников, так и на слабые — ставка на крестьянскую общину как на двигатель будущей революции. Энгельс знал русский язык, называя его «одним из самых сильных и богатых языков».
То, что Энгельсу удавалось не только дать анализ событиям, но и предвидеть грядущее (войну Германии и России, русскую революцию), показывает, насколько сильным оружием может быть марксистская теория. Поэтому и сегодня его работы актуальны и нуждаются в пристальном изучении.