03.02.2014 14:25 Борис Тропинин
Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов Новосибирской области на 2014-2038 год формировалась в нашей области в спешке, всего за четыре месяца, и с грубыми нарушениями жилищного законодательства. Об этом депутат Законодательного собрания Вадим Агеенко неоднократно информировал руководство области, выступал на сессиях областного парламента и убеждал депутатов во избежание грубых ошибок перенести срок формирования самой программы на полгода.
По утверждению депутата, на момент начала формирования программы капремонта отсутствовали необходимые нормативные документы, которые должны были принять Министерство строительства и ЖКХ и Правительство Новосибирской области. В нашей области не были вовремя приняты: порядок применения критериев очередности, не был определен механизм определения износа домов, что не позволяло в соответствии с законом сформировать региональную программу.
Вадим Агеенко уверен, что отсутствие этих документов неизбежно приведет к произвольному толкованию чиновниками от ЖКХ жилищного законодательства, возникновению коррупционной составляющей, завышению цен на капремонт, нарушению перечня работ в самой программе. Депутат еще в октябре 2013 года обращался по этому вопросу к председателю заксобрания Ивану Морозу, губернатору Василию Юрченко, но получал отписки с заверениями, что программа формируется в соответствие с законом.
В ноябре 2013 года Вадим Агеенко обратился к прокурору Новосибирской области с предупреждением о грубых нарушениях жилищного законодательства и просил прокурора принять соответствующие меры (ссылка 3). Однако ответ был получен только через два месяца, когда региональная программа была уже сформирована (ссылка 4). Прокурор Евгений Овчинников признал, что при формировании региональной программы были допущены значительные нарушения жилищного законодательства и 17.01.2014 года «в связи с выявленными нарушениями» внес представление губернатору Новосибирской области Юрченко.
Однако ни каких меры по устранению выявленных нарушений ни губернатором, ни прокурором не были приняты. Региональная программа утверждена 27 ноября 2013 года и содержит грубые нарушения, о которых говорил депутат Вадим Агеенко. В программу вошли не все дома, которые нужно было включить в программу, с другой стороны в программу включены дома официально признанные аварийными и подлежащие сносу, часть из которых уже снесена. По крайней мере, так значится на официальном московском сайте фонда реформирования ЖКХ. Как видно из таблицы, региональной программой предполагается затратить более 100 млн. рублей на ремонт в этих аварийных домах.
В программу капремонта некоторых домов включены работы, которые были выполнены год назад за счет собственников и совершенно по другой программе. В новосибирской области, в нарушении жилищного законодательства, до сих пор Правительством области не определен размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту в расчете на один кв. метр жилой площади. Это привело к значительному завышению стоимости работ. Понятно, что эти завышения были допущены специально в интересах потенциальных подрядчиков, которые не хотят или не могут выполнять работы по государственным расценкам. Возможно, в цены заложены пресловутые откаты чиновникам. Другого объяснения почему в нашей области до сих пор не установлены предельные (государственные) расценки на отдельные виды капремонта найти сложно.
В Законодательном собрании мощное строительное лобби. Возможно, поэтому в нашей области до сих пор не установлен порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту. Возможно, строители до сих пор не определились, как поделить огромный рынок капремонтов. По заявлениям представителей регионального оператора, программой предусмотрено выполнить ремонтных работ в 2014 году на 1,2 млрд. рублей, в 2015 году — на 1,8 млрд. рублей, в последующие «трехлетки» предусмотрено осваивать по 7 млрд. рублей.
Однако, уже сегодня видно, что программа капремонта в 2014 году, похоже, будет не выполнена. Это связано с тем, что в Жилищный кодекс внесены существенные изменения. Срок принятия решения собственниками о способе формирования фонда капремонта (на спецсчетах или у регионального оператора) увеличен до шести месяцев. В нашей области это до 27 мая 2014 года (ч.5 ст.170). А обязанность по уплате взносов на капремонт у собственников возникнет только через восемь месяцев после опубликования региональной программы (ч.3 ст.169). В нашей области — только после 27 июля 2014 года. Значит средства от собственников начнут поступать только в сентябре 2014 года, но за четыре месяца собрать средства достаточные для выполнения грандиозных планов капремонта за наш с вами счет практически невозможно.
Кроме этого существуют и юридические предпосылки к срыву в 2014 году программы капремонтов. Дело в том, что в соответствии с ЖК РФ, за полгода до начала реализации программы, точнее плана реализации самой программы (ст.168), собственники должны получить от регионального оператора или от своих ТСЖ и ЖСК официальные уведомления о проведении в следующем году определенных работ по капремонту домов (ч.3 ст.189). В этих предложения должны быть указаны: перечень работ, сметы на выполнения работ, предполагаемые источники финансирования этих работ, включая объемы государственной поддержки из бюджетов всех уровней (ч.5 ст.189). Собственникам дается три месяца для принятия решения по этим предложениям. Т.е. они могут за эти три месяца проверить и уточнить смету, пересмотреть сам перечень работ, оценить уровень государственной поддержки.
Однако, в нашей области до сих пор не сверстан и не утвержден трехгодичный план реализации региональной программы, не определен сам механизм государственной поддержки, как уже отмечалось не установлена предельная стоимость работ по капремонту, не определен механизм привлечения подрядчиков. До сих пор не понятно, как Правительство нашей области, зная положения статей 168 и 189 ЖК РФ, могло утвердить региональную программу, в которой предусмотрен ремонт МКД в 2014 году на 1200 млн. рублей. Ведь это заведомый провал начала реализации региональной программы. А может быть наши чиновники плохо читали Жилищный кодекс и в большей степени увлеклись механизмами сбора денег от населения на капремонт, не утруждая себя мыслями о том, как эффективнее организовать и провести этот самый капремонт, сложив при этом средства государства и собственников?
Не будем оценивать профессионализм чиновников из Министерства строительства и ЖКХ, которые подготовили такую «сырую» региональную программу, не будем разбираться в дотошности и настойчивости депутатов Николая Мочалина (председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам) и Дмитрия Козловского (курирует областной Закон №360 о капремонте), которые в силу своих обязанностей должны были проконтролировать механизм исполнения чиновниками жилищного законодательства при формировании региональной программы капремонта. Приходится только констатировать, что в нашей области программа капремонта сформирована с грубыми нарушения законодательства и это подтвердил прокурор Новосибирской области, больше того, большая часть нормативных документов для организации и проведения капремонтов нашим областным правительством до сих пор не принято, что ставит под угрозу срыва выполнение этой программы, по крайней мере, в 2014 году.
Итак, нас всех заставили платить значительные средства на капремонт, но толком не определили, как же государство будет софинансировать его. Напомним, что в соответствии со ст.16 Закона о приватизации государство обязано было выполнить в полном объеме капитальный ремонт всех многоквартирных домов до момента приватизации первой квартиры в этих домах. Практика последних лет показала, что такие ремонты муниципалитеты не делали, но такая обязанность за ними до сих пор сохраняется. Нам остается получить от государства ответ на два вопроса — собирается ли оно выполнять свои обязанности перед собственниками жилья по капремонту и в каких объемах это будет предусмотрено бюджетами разных уровней.