КПРФ в Новосибирске - Вадим Агеенко о «мусорном проекте» в Новосибирской области
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
Сегодня 27 апреля 2024
27 28 29 30 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
Май 2024

Rambler's Top100










Вадим Агеенко о «мусорном проекте» в Новосибирской области

18.10.2016 18:47


Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко рассказал КПРФНск о скандальном проекте «мусорной концессии».


– Здравствуйте, Вадим Алексеевич. На новостных ресурсах появилась информация о повышении тарифа за вывоз мусора в 2017 году. Что вы можете сказать по этому поводу, как руководитель рабочей группы, созданной в Заксобрании после обсуждения этого проекта?

– Тема достаточно обсуждаемая и довольно интересная. Во-первых, стоит отметить, что  федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  в конце 2015 года претерпел значительные изменения. Законом предусматривалось, что с июля 2016 года по всей России должна была заработать новая схема сбора, хранения, транспортировки, обработки и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО), новая схема оплаты населением ТКО через Регионального оператора, сама эта услуга должна быть изъята из содержания жилья и перейти в разряд самостоятельной коммунальной услуги, т.е. должна появиться отдельная строчка ТКО в наших платежках. Но, как мы и предполагали, ни субъекты федерации ни само правительство РФ оказалось не готова к таким масштабным изменениям. Срок введения закона в силу был отложен на 1 января 2017 года.

– Можете подробно рассказать о схеме и о новых тарифах?

– О тарифах. Надо отметить, что сегодня плата за ТБО входит в состав платежа за содержание жилья. Эта плата устанавливается на собраниях собственников и составляет по Новосибирску от 12 до 40 руб. за кв.м. жилой площади. Как правило, плата за ТБО в содержании жилья составляет 2,5 руб. с кв.м. жилой площади. Эта плата формируется на основании договоров с частными организациями, которые занимаются перевозкой и утилизацией мусора. 

Для населения тарифы на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, которые по новому стали называть ТКО, складываются из трех составляющих:
1) Сбор и накопление ТБО (контейнерные площадки и мусорные баки)
2) Транспортировка ТБО (машины мусоровозы)
3) Утилизация ТБО (мусорные полигоны)

Тариф на утилизацию ТБО всегда регулировало государство приказами департамента по тарифам НСО. К примеру, стоимость захоронения одного куба отходов обходиться для МУП САХ 41,5 рубля. А вот тарифы на сбор и транспортировку ТБО государством не регулировались и устанавливались самими компаниями, которые сегодня занимаются мусором. По городу в среднем цены (тарифы) у частных кампаний за сбор, вывоз и захоронение ТБО составляют 150 – 250 руб. за куб.м. мусора. 

В соответствии с новыми изменениями в законе №89-ФЗ государство будет регулировать весь единый тариф на ТКО, от накопления в мусорных баках, транспортировки и до обработки и захоронения мусора на полигонах. По заявлению Минстроя РФ это делается с целью сделать процесс формирования тарифа на ТКО открытым и прозрачным, по единой методике. Правда, до сих пор эта единая методика по установлению тарифов на ТКО Минстроем РФ еще не принята. Именно по этому наш департамент по тарифам сегодня не готов устанавливать тарифы на ТКО.

– И все-таки, какие могут быть тарифы на мусор по предварительным подсчетам? На федеральном уровне заверяют, что тарифы на ТКО не вырастут.

– В Новосибирске сбором и транспортировкой ТБО занимается около 50 компаний. Для населения цена на эту услугу сложилась от 150 до 250 руб. за куб.м. мусора (2,5 – 4,0 руб. на кв.м.). Как мы уже говорили, в эту стоимость входит регулируемое государством собственно захоронение отходов на полигонах. Сегодня Новосибирск обслуживает пять организаций со своими полигонами (свалками) для захоронения мусора, для которых департаментом по тарифам установлены следующие цены (тарифы): 

МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» — 41,5 руб./куб.м. (захоронение), 
ООО «НовосибВторРесурс» — 45,61 руб./куб.м. (захоронение), 
ФГУП ЖКХ Новосибирского научного центра СО РАН — 46,57 руб./куб.м. (захоронение), 
ЗАО «Новосибирский мусоро-перерабатывающий завод № 2» — 102,82 руб./куб.м. (утилизация),
ООО «ТБО» — 145,55 руб./куб.м. (обработка).

Таким образом, если из общего тарифа для населения (150-250 руб.куб.м.) исключить захоронение (41,5–102,82 руб.куб.м.) на сбор и транспортировку ТБО остается около 100–140 руб. за куб.м.

Предполагается, что сбор и накопление ТКО останутся за Региональным оператором. Юридически это значит, что обслуживать контейнерные площадки и сами контейнеры будет оператор. Конечно, эта работа стоит определенных затрат. Сколько она может стоить? Возможно 50–70 руб. за куб.м. ТКО. Сколько возьмут за свою работу транспортные организации, за свои машины — мусоровозы? Возможно, те же самые 50–70 руб. за кв.м. Итого 100–140 руб. за куб.м. ТБО. Если «удержать цены» (тарифы) за захоронение ТБО на прежнем уровне, общая цена (тариф) для населения в 2017 году может увеличиться на 5-10%: 160–280 руб. за куб.м. ТБО. 

– Тогда получается, что увеличения тарифа на ТКО будет не таким значительным, как об этом говорят? Оно впишется в рамки текущей инфляции?

– Это зависит от позиции государства, которое должно будет принять новую методику для установления тарифов на ТКО. Но этой методики на федеральном уровне пока нет. Есть только проект, к которому тоже есть много вопросов.

– И, все-таки, Вас что-то беспокоит в тарифной политике государства?

Не столько в самой тарифной политике, сколько в тех гарантиях частным инвесторам в системе ЖКХ, которые государство прописывает в своих законах, а субъекты федерации гарантируют в своих нормативных актах. Поясню. Вы, наверное, уже знаете, что на территории нашей области будут строиться два мусоро-сортировочных завода и два новых полигона (Раздольное и Верх-Тула). Концессионное соглашение с частным инвестором уже подписано. В этом соглашении правительство области гарантирует инвестору (концессионеру) тарифы (цены) на захоронение ТКО — 100 руб. за куб.м. и за обработку (сортировку) ТКО — 350 руб. за куб.м. 

Как вы заметили, вместе это составляет 450 руб. за куб.м. Если даже этот «гарантированный концессионеру» тариф на новых полигонах сравнить с самым «дорогим действующим тарифом» на захоронение — 102,82 руб./куб.м., то мы увидим рост тарифа для этих двух полигонов в четыре раза. При этом общий тариф для населения может подняться до 590 руб. за куб.м. ТБО, а это уже рост тарифа для населения в 2,8 раза. 

– Но ведь это тариф только для двух новых полигонов. Мы можем надеяться, что для действующих полигонов тариф не поднимется?

– Я уверен, что здесь не все так просто. Дело в том, что по новому положению закона № 89-ФЗ все полигоны обязаны будут обеспечить весовой контроль принимаемого мусора (сегодня мусор учитывается в кубах). Расчеты предполагается вести не за кубометр мусора, а только за тонну. Сами «машинные весы» стоят не дешево и плюс их обслуживание. Думаю, только эта норма закона может повлечь за собой увеличение тарифов на захоронение.

– Депутаты как-то намерены контролировать эти тарифы?

– Конечно. Наш комитет по строительству, ЖКХ и тарифам вопросам тарифообразования уделяет особое внимание. Мы регулярно заслушиваем эти вопросы на комитете. При департаменте по тарифам Новосибирской области работает общественный совет, в который я вхожу. На заседаниях совета мы досконально рассматриваем расчеты департамента с конкретными цифрами в руках. Стараемся не допускать необоснованного и резкого роста тарифов. Вот с «новыми едиными тарифами» на ТКО пока всё сложнее. Как я уже говорил, даже утвержденной методики нет. Давайте дождемся этой методики и будем вместе контролировать эти тарифы.

– Как мы знаем из сообщений СМИ, новым законом предполагается кардинально изменить схему сбора и захоронения мусора. Вы что-то можете пояснить по этому поводу?

– О схеме. Да, это так. Сам закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» принят в 1998 году. За это время в него вносились 32 изменения. Самые радикальные изменения были внесены 29 декабря 2014 года. 

Как в настоящий момент работает схема сбора, транспортировки и захоронения ТБО? Прежде всего, надо отметить, что работа с ТБО в настоящий момент не отнесена к коммунальной услуге и во всех нормативных актах расценивается как элемент «содержания жилья». Организации, которые занимаются содержанием жилья (УК, ТСЖ и ЖСК) обязаны заключить отдельные договора на вывоз мусора с подведомственных им территорий. Такие договоры заключаются с частными кампаниями. Цена договора определяется не на торгах, а в обычных переговорах. Фактически сегодня сложились среднерыночные цены на эту услугу в пределах 150-250 руб. за куб.м.ТБО.

И так, УК или ТСЖ, заключив договор на вывоз ТБО, обеспечило выполнение своей главной функции — содержание в чистоте своей территории и вывоз ежедневно накапливающихся от жителей бытовых отходов (ТБО). Однако, после вывоза мусора со своей территории УК или ТСЖ юридически не обязаны отслеживать довез ли исполнитель договора этот мусор до полигона (свалки). Порой этот мусор вываливается в пригородные овраги, а иногда и прямо на территории муниципалитетов. У природоохранных, контрольных и муниципальных органов не хватает ни сил, ни времени, а иногда и полномочий, чтобы прекратить этот «мусорный беспредел». Как правило, найти конкретного нарушителя не представляется возможным.

– Новые изменения в закон связаны именно с этой ситуацией?

– По большей части да. Мы с вами прекрасно понимаем, что проще и удобнее взаимодействовать с тем, с кем у вас есть четко прописанные договорные в т.ч. финансовые обязательства. 

По новой схеме обращения ТБО (в законе ТКО — твердые коммунальные отходы) за весь процесс накопления, транспортировки и захоронения ТКО будет отвечать единый оператор для всей области, который выбирается на конкурсе. Население будет обязано платить за вывоз ТКО не УК или ТСЖ а непосредственно оператору (как за капремонт). Соответственно, все договоры с перевозчиками мусора и с владельцами полигонов (свалок) будет так же заключать единый оператор — будут проведены конкурсы.

В этом случае расчет с перевозчиком со стороны оператора должен производиться только после поступления мусора на конкретный полигон. Вываливать мусор в овраги должно стать не выгодно, т.к. для перевозчика каждая тонна мусора становится конкретным объектом зарабатывания денег.  Именно так, вкратце, прописана новая схема обращения с ТКО. Первоначально предполагалось, что она заработает с июля 2016 года, затем срок ввода новой схемы работы с ТКО был перенес на январь 2017 года. 

– Значит ли это, что с 2017 года у нас появится единый оператор, что все УК и ТСЖ должны будут перезаключить свои договоры непосредственно с этим оператором? А кто может стать в нашей области оператором по работе с ТКО?

– Как раз в этом и состоит определенная проблема. Дело в том, что, как обычно происходит в нашей стране, государство, затевая очередную кардинальную реформу, теперь с ТБО не продумало все детали до конца. До сих пор не определены критерии, по которым нужно будет отбирать операторов. Не до конца продуман вопрос контроля за содержанием контейнерных площадок и своевременным вывозом мусора с территорий жилых домов. Юридически за все это должен отвечать оператор, но он всего один на всю область. Как это можно оперативно проконтролировать или кому и за какие деньги можно эту самую скандальную функцию передать? Как организовать учет ТКО не по кубам а по весу (тонны) — весовой контроль ранее не выполнялся и дорого стоит. Есть вопросы к коэффициентам уплотнения, к нормативам накопления мусора. В конце концов, есть вопрос к формированию самих тарифов на ТКО, которые теперь должны полностью регулироваться государством и быть едиными для всей области.

Есть главный вопрос. Законом работа с ТКО переводится в коммунальную услугу. Т.е. теперь у нас в платежках на вполне законных основаниях должна появиться новая строчка коммунальной услуги — ТКО. Но в Правила предоставления коммунальных услуг №354 до сих пор не внесены изменения. Не продуманы критерии качества этой коммунальной услуги, нет формул расчета с населением, не прописаны санкции за предоставление не качественной услуги ТКО.

– Но до начала работы новой схемы работы с мусором остаётся всего четыре месяца. Может ли к новому 2017 году заработать эта новая схема?

– По моему глубокому убеждению, ни субъекты федерации, ни сама федерация в настоящий момент не готовы работать по новой схеме. Одним из основных элементов этой реформы является разработка в каждом субъекте федерации схем работы с ТКО. Срок на разработку, согласование и принятие этих схем устанавливался до 26 сентября 2016 года. На недавно прошедшем семинаре в Москве выяснилось, что реально согласованных и утвержденных схем всего семь. Около сорока схем находятся на стадии доработки или согласования. В одной четверти субъектов к их разработке еще и не приступали. Согласно закону №89-ФЗ без схемы работы с ТКО нельзя избирать оператора, не возможно определить реальные объемы ТКО, сложно определить тариф. Кстати, в Новосибирской области такая схема утверждена 26 сентября.

– Чем же закончится вся эта эпопея с мусором к 2017 году? Есть ли какой-нибудь выход из сложившейся ситуации?

– Выход всегда можно найти если захотеть. Учитывая, что новая коммунальная услуга имеет большое социальное значение и коснётся каждого собственника жилья, многих юрлиц через новый тариф на ТКО и через порядок в наших дворах, полагаю, что действие закона надо переносить на год или хотя бы на полгода. За это время будет возможным доработать всю нормативную базу, обсудить и снять все спорные и не решенные вопросы, широко проинформировать граждан и участников этого рынка о готовящихся изменениях в работе с ТКО. 

Мы на своем комитете этот вопрос рассмотрим отдельно, если депутаты посчитают необходимым, то через Законодательное собрание обратимся в Государственную Думу, к правительству РФ с предложением отложить действие новых положений закона №89-ФЗ на более поздний срок. 





Подписаться на новости
  

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

24.04.2024 10:42

В Новосибирске пройдет первомайская демонстрация

18.04.2024 12:26

День рождения вождя мирового пролетариата отметят в Новосибирске

01.03.2024 13:49

В Новосибирске пройдёт круглый стол по вопросам ЖКХ и возможных перспективах национализации энергосистем

22.02.2024 13:41

В Новосибирске пройдет митинг-шествие в день Советской Армии и Военно-Морского Флота

02.02.2024 11:29

В Новосибирске пройдет круглый стол на тему изменений в правилах оплаты утилизационного сбора на транспортные средства

Актуальный комментарий

14.02.2024 16:51

Ренат Сулейманов: КПРФ за прямые выборы мэра крупнейшего муниципалитета страны

20.11.2023 18:49

Ренат Сулейманов: Без повышения платежеспособности населения экономический рост невозможен

26.10.2023 16:32

Ренат Сулейманов: Комсомол — это уникальная организация

07.09.2023 14:36

Роман Яковлев: Областной бюджет — жителям региона

25.06.2023 13:04

Анатолий Локоть: Я верю в счастливое будущее родного Новосибирска. Мы создаем его все вместе

Аналитика

22.01.2024 11:44

Доклад Рената Сулейманова на X (январском) Пленуме Новосибирского обкома КПРФ

28.08.2023 13:44

Доклад Рената Сулейманова: Опыт стратегического планирования устойчивого развития города Новосибирска и результаты деятельности мэра-коммуниста

21.08.2023 14:48

Проект Избирательного кодекса Российской Федерации

21.07.2023 11:17

«Образование души»: что может парламент?

21.07.2023 09:25

Геннадий Зюганов: «Общество сплачивается на позитивных идеях и конструктивной программе»

Новости

27.04.2024 15:41

Комсомолец из Октябрьского района победил на выборах в Молодежный парламент

27.04.2024 15:40

Антон Бурмистров организовал совещание по поводу освещения на ул.Печатников

27.04.2024 15:36

Коммунисты Ленинского района провели субботник на Монументе Славы

27.04.2024 15:33

Евгений Смышляев провел субботник на Грибоедовской аллее

27.04.2024 11:50

Коммунисты Центрального района провели традиционный субботник в сквере Героев революции