18.08.2011 23:53 Николай Иванов
Цены на продовольствие в мире выросли на 33% по сравнению с июлем 2010 года. При этом мировые запасы продовольствия остаются на «тревожно низком уровне» — говорится в отчете Всемирного банка.Как отмечают эксперты, ситуация может измениться стремительно. Если до президентских и парламентских выборов власти постараются сдерживать подорожание, то к весне 2012 года цены уже ничто не остановит, пишет «Независимая газета». Мировые цены на продовольствие повысились на 33% и сохраняются на уровне существенно выше, чем был зафиксирован в июле 2010 года. Они приближаются к пиковому уровню 2008 года.
«Запасы продовольствия в мире остаются на тревожно низком уровне», — говорится в очередном отчете, опубликованном на сайте Всемирного банка. При этом внутренние цены на продовольствие колеблются непредсказуемо. На некоторых рынках за прошедший год цены на кукурузу выросли на 100%, на других рынках, наоборот, снизились на 19%. Согласно данным доклада, за прошедший год средние цены на кукурузу выросли на 84%, на сахар — на 62%, пшеницу — на 55%, соевое масло — на 47%.
Правительства стран должны самостоятельно уравновесить все социальные, политические факторы, чтобы выработать политику, которая защитит самые уязвимые слои населения в долгосрочной перспективе.
Сейчас, судя по данным статистики, в России рост цен «приемлемый». Наибольший рост продемонстрировали молоко питьевое цельное пастеризованное, подсолнечное масло — 4,4%, сахар — 3,2% к ценам 2010 года. Однако мировой рост цен страну неминуемо накроет.
Постоянный рост цен при этом никого не удивляет. И в этом смысле ситуация в стране не сильно отличается от общемировых тенденций. В существующей экономической системе, основанной на постоянной «допечатке» денежной массы, покупательная способность денег имеет тенденцию к постоянному снижению. В рамках такой модели цены на продукты будут продолжать расти.
А тот факт, что цены на продукты в России традиционно выше европейских, аналитики объясняют субсидиями, которые ЕС щедро раздает своим производителям. В нашей стране о поддержке сельхозпроизводителя уже давно не слышали.
В осенний сезон, по логике, должна снижаться стоимость плодово-овощной продукции. Получен новый урожай, который нужно продавать, не тратясь на хранение и переработку. Однако в российских реалиях даже это логичное обоснование не работает: производители закладывают риски роста цен, ориентируясь на мировой рынок, поэтому сезонный фактор урожая практически не работает. Отечественный потребитель снижения цен может попросту не заметить.