18.04.2012 21:07 Любовь Наряднова
На заседании комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения обсуждались новые поправки губернатора в закон «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области», которыми предлагается исключить из категории получателей разовой социальной помощи многодетных граждан и многодетные семьи. Кроме того депутаты добровольно отдали Правительству Новосибирской области свои полномочия по определению самого порядка выплаты данной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Депутаты фракции КПРФ голосовали против внесенных губернатором поправок, так как не видят целесообразности в передаче полномочий «в одни руки».
Закон «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области» был принят в 1995 году, за время его действия в него четыре раза вносили уточняющие поправки. Первоначально закон предусматривал возможность получения единовременной помощи гражданам и семьям, в первую очередь многодетным и неполным, среднедушевой доход которых ниже областного бюджета прожиточного минимума; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также безнадзорным детям; одиноко проживающим гражданам, одиноко проживающим супружеским парам, не способным к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной миграцией; дезадаптированным гражданам.
В 2004 году из закона исключили детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также безнадзорных детей и дезадаптированных граждан. Но добавили инвалидов и участников Великой Отечественной войны (независимо от их материальной обеспеченности). Правда в 2005 году новыми поправками Губернатора инвалидов и участников войны опять исключили из категории получателей этой разовой социальной помощи.
Весь закон о социальной помощи состоит из 14 статей. При этом статьёй 7 устанавливается сам порядок назначения социальной помощи, а статьёй 12 определяется, что размер помощи устанавливается в порядке, определенным главой администрации Новосибирской области. Казалось бы, всё понятно прописано в законе — законодательный орган власти (ЗС НСО) устанавливает порядок предоставления помощи, а исполнительные органы власти (Правительство НСО) определяют сам размер этой помощи. При этом сам порядок в действующем законе прописан достаточно четко и подробно:
1. Социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания гражданина многодетной семьи, малоимущей семьи на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина.
2. Малоимущий гражданин или один из родителей многодетной семьи указывает в заявлении сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе (в отношении всех членов семьи) сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
Гражданин, оказавшийся в экстремальной ситуации, указывает в заявлении сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе (в отношении всех членов семьи), а также представляет документы, подтверждающие факты, свидетельствующие об экстремальной ситуации.
3. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
4. Уведомление о назначении социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
5. Социальная помощь может оказываться единовременно или устанавливаться на определенный срок, но не менее чем на три месяца.
Однако, правительство Новосибирской области в очередной раз предложило внести в закон поправки, которыми, по словам депутата Вадима Агеенко, Законодательного собрания Новосибирской области фактически передаёт свои полномочия по установлению порядка назначения социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию правительству Новосибирской области.
В 2010 году выплаты по действующему закону о социальной помощи получили 4 435 человек на общую сумму около 34 млн. рублей.
Этой помощью имеют право воспользоваться многодетные семьи, малоимущие семь и граждане и люди, которые попали в экстремальную ситуацию. Закон состоит из 14 статей. Поправки, которые внес губернатор, влекут за собой ликвидацию 5 статей и исправление седьмой основной статьи о порядке назначения данной помощи. Теперь в статье 7 содержится норма о том, что «социальная помощь назначается в порядке, установленном Правительством Новосибирской области», то есть если раньше депутаты этим законом устанавливали порядок назначения социальной помощи, а сам размер помощи определял Губернатор, то сейчас предлагается все полномочия передать Правительству Новосибирской области. Депутатам-коммунистам не понятно, почему из закона исключаются многодетные семьи и зачем ликвидировать часть важных статей, если закон работает достаточно успешно.
Внесенными губернатором поправками из действующего закона исключаются 5 статей: статья 4 «Получатель социальной помощи», статья 6 «Учет граждан нуждающихся в социальной помощи», статья 10 «Основание для прекращения оказания социальной помощи», статья 11 «Виды социальной помощи», статья 14 «Защита прав граждан в сфере оказания социальной помощи». А основная статья 7 переписывается в новой редакции и будет звучать так: социальная помощь назначается и оказывается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в порядке, установленном Правительством Новосибирской области. Какой будет установлен порядок назначения социальной помощи в нашей области и как часто он будет меняться Правительством нашей области нам депутатам-коммунистам пока не понятно. Пример установления Губернатором порядка «безлимитного» проезда льготников на автотранспорте в нашей области уже был. Тогда установленный «новый порядок», очевидно подготовленный министерством транспорта, возмутил многих пенсионеров но изменить его было не возможно т.к. полномочия его установления действительно принадлежали (и принадлежат до сих пор) только губернатору области.
– Уверен, что депутаты от «Единой России», которые поддержали эти поправки и рекомендовали закон для принятия на очередной сессии, делают ошибку, – уверен Вадим Агеенко. – В очередной раз, добровольно передавая свои полномочия губернатору, депутаты партии власти фактически расписываются в своем бессилии, уходят от ответственности за принятые законодательные решения и принижают авторитет всего Законодательного собрания Новосибирской области, как самостоятельного государственного органа законодательной власти. Жизнь в очередной раз доказывает, что на одни и те же грабли вполне можно наступать.
Депутаты-коммунисты за этот законопроект не голосовали, но вероятность его принятия на очередной сессии достаточно велика — большинство голосов в заксобрании у партии «Единая Россия».