КПРФ в Новосибирске - Новой армии не будет
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
Сегодня 09 мая 2024
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
Май 2024

Rambler's Top100










Новой армии не будет

15.11.2012 20:01  Росбалт


Военная реформа, которую проводил бывший министр обороны Анатолий Сердюков, точно не будет продолжена после назначения на его место Сергея Шойгу. К такому выводу в среду пришли участники заседания московского Политклуба «Росбалта».


Правда, в определении причин завершения реформирования армии в нынешнем его виде эксперты разошлись. Одни считают, что нельзя продолжить то, у чего не было конкретной цели, а другие полагают, что цель-то как раз была, но в нынешних условиях добиваться ее достижения власти уже не смогут по политическим причинам.

Реформу Сердюкова условно можно разделить на две сферы. Модернизация вооружения и принципиально новая структурная организация российской армии. По мнению военного эксперта Александра Гольца, главный вызов, который стоял перед Сердюковым, заключался в необходимости «решить вопрос принципов комплектования» Вооруженных сил РФ. А именно — отказаться от концепции массовой мобилизации.

Истоки этого решения аналитик видит еще в заявлениях Владимира Путина времен начала второй чеченской войны, когда для проведения войсковой операции не удавалось сформировать боеспособное и полностью укомплектованное соединение численностью всего около 60 тысяч человек, при общей формальной численности армии тогда более 2 млн человек.

Кроме того, по мнению Александра Гольца, у предыдущего руководителя Минобороны было представление о том, что приблизительно до 2025 года армия должна быть готова, в первую очередь, к ведению локальных конфликтов, эталоном и примером которых стала война в Южной Осетии в 2008 году. На полномасштабный континентальный конфликт с задействованием обычных вооружений у России, по причине «демографической ямы», просто не будет хватать человеческих ресурсов.

Следствием этого и стал «бригадный» принцип при реформировании армии, поскольку для решения проблемы выбор должен делаться между возвращением к всеобщему воинскому призыву на два-три года или постепенной многолетней трансформацией в сторону контрактной армии.

«”Бригадный подряд” — это калька с армии США», не соглашается замглавы фракции КПРФ в Госдуме, член комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Анатолий Локоть. По его словам, проблема в том, что США уже 200 лет практически не вели глобальных континентальных войн, применяя свою армию в локальных конфликтах. Для России подобное копирование, при ее историческом опыте и протяженных сухопутных границах, было весьма опасным.

Не говоря уже о том, что «продуманность реформирования», говорит Локоть, явно «под вопросом». Ведь часто расформировывались, как раз, наиболее боеспособные подразделения.

В то же время, по второму ключевому вопросу, связанному с тем, как в дальнейшем будет проходить модернизация вооружений, а значит и будут развиваться отношения Минобороны с российским оборонно-промышленным комплексом, эксперты в целом сошлись на том, что имевший место при Сердюкове конфликт явно завершится.

Правда, причины этого им видятся разные.

Одна из ключевых причин — политическая, полагает Александр Гольц. «Ядерный электорат Владимира Владимировича Путина работает как раз на этих заводах, в этих моногородах», объясняет он причину внезапного появления интереса у власти к российской оборонной промышленности, которая до этого не пользовалась большой популярностью у министра Анатолия Сердюкова.

Причем его раздражение было понятно, отмечает эксперт, ведь Сердюкову нужно было современное оружие по конкурентной цене, а доставшаяся России в наследство от СССР «оборонка» не могла его производить.

После распада Советского Союза условно «гражданские» заводы прекратили производство тех комплектующих, которые они ранее изготовляли, а это могло составлять до 80% необходимых деталей. В итоге, получая большой заказ, оборонные предприятия надолго вынуждены были останавливать сборку и начинать производство комплектующих, что делало полученную продукцию «золотой».

Исходя из социальных и политических причин, сегодня эта проблема российское руководство внезапно перестала интересовать. Так что вряд ли стоит ждать, что Сергей Шойгу продолжит начатую Сердюковым борьбу с предприятиями ВПК за лучшее соотношение «цена-качество».

«Шойгу достаточно опытен, чтобы различать полутона и намеки», и он наверняка понял, что в это дело ввязываться не стоит. Необязательно покупать у «оборонщиков» именно то, что нужно армии. Скорее, нужно соглашаться на то, что они реально могут произвести», – констатирует Гольц.

В свою очередь Анатолий Локоть уверен, что проблема была в том, что при Анатолии Сердюкове армия превратилась во ВРАО — Военное российское акционерное общество, и вместо конкуренции по тактико-техническим характеристикам выбор делался на основании цены продукции.

Что крайне опасно и для оборонной промышленности, и для будущего армии, и даже для будущего страны. По словам депутата-коммуниста, нельзя не признать, что целые отрасли оборонной промышленности сегодня потеряны, однако шанс на исправление ситуации есть.

Для этого «должна болеть голова у заказчика, как оружие будет производиться». Так что, если Минобороны во главе с Сергеем Шойгу сумеет создать систему полноценного контроля качества военной продукции, вместе с системой солидарной ответственности министерства и производителей, то это в будущем позволит решить проблему насыщения армии современным, качественным и конкурентоспособным вооружением.

Вопрос только в том, хватит ли у нового министра политической воли и полномочий, чтобы избежать тех проблем, которые привели к отставке его предшественника. А на этот вопрос ответ станет ясен не раньше следующего года, когда придет время реализовывать гособоронзаказ на 2013 год, скандально проваленный в предыдущие два-три года.

«Росбалт»

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы