КПРФ в Новосибирске - Реформа выборного закона — попытка переиграть проигранные властью выборы 2011 года
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Май 2024
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
Сегодня 27 мая 2024
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09
Июнь 2024

Rambler's Top100










Реформа выборного закона — попытка переиграть проигранные властью выборы 2011 года

13.01.2013 18:49  kprf.ru


Возвращение выборов по одномандатным округам может быть показателем того, что нынешний парламент Путина не устраивает. И изменение выборной системы – это очевидная попытка переиграть по новой проигранные партией власти думские выборы 2011 года. Об этом размышляет политолог Павел Святенков.


Президент Путин поручил Центризбиркому и Администрации Президента до 1 марта разработать законопроект, возвращающий выборы по одномандатным округам. Предполагается, что вернется законодательство ельцинских времен: 225 депутатов Госдумы будут выбираться по спискам, и еще 225 станут депутатами в личном качестве.

Хорошо это или плохо? Прогресс это или регресс?

Откровенно говоря, минусов в этом решении больше, чем плюсов. И вот почему. Выборы по партийным спискам именуются в политологии выборами по пропорциональной системе. Система эта считается справедливой. Допустим, есть три партии – А, Б и В. Если на выборах партия А получила 40% голосов, Б – 20%, а В – 7%, то примерно столько же мест они получат и в составе парламента.

Разумеется, на практике используется так называемый «барьер» – процент голосов, который нужно набрать для того, чтобы быть допущенным к разделу «пирога» парламентских мандатов. Но в цивилизованных странах он невелик. Например, в Германии он составляет 5%, в Израиле – 2%, в Новой Зеландии – 5%, в Австрии – 4% и так далее. Применение «барьера» дает преимущество крупным партиям перед мелкими. Но вполне логично, что партия, представляющая 0,1% населения, не представлена в парламенте, так что больших обид здесь обычно не бывает.

Правда, сильное повышение барьера считается недемократичным. По этому признаку лидирует Турция. Там для прохода в парламент нужно набрать 10% голосов, что отсекает мелкие партии. В России барьер был 5% в ельцинское время, затем повысился до 7%, а теперь вернулся на прежнюю отметку.

Чем была неудобна пропорциональная система для российской партии власти? Она теоретически должна была создать сильные партии. Действительно, по сравнению с прежним периодом они окрепли, хотя и не настолько, чтобы бросить вызов «Единой России». При пропорциональной системе избиратель ориентируется на партийные «бренды», которые часто существуют десятилетиями, и может наказать партию за неудачную политику, проголосовав на выборах за конкурентов.

Выборы же по одномандатным округам проводятся по мажоритарной системе. Эта система считается менее демократичной, чем пропорциональная. Допустим, у нас есть три кандидата – А, Б и В. А набрал 30% голосов, Б – 25%, В – 22%. Депутатом станет А, в то время как голоса, отданные за его конкурентов, попросту «сгорят».

Зачем же власти новая система?.. Впрочем, вы наверняка уже поняли, куда я клоню. Честным путем «Единая Россия» может завоевать 30%, ну, может, 40% голосов. Но для тотального доминирования в парламенте по нынешней системе нужно больше половины! А это, как показал 2011 год, чревато протестами.

Теперь представим, что 225 мест в парламенте уйдут одномандатникам. При 30%-й популярности «Единая Россия» с легкостью получит 200 мандатов. Особенно если учесть, что на ее стороне – административный ресурс, который будет вставлять палки в колеса конкурентам провластных кандидатов.

Иначе говоря, получив честные 30-40% по списку, что составит 70-90 мандатов в Госдуме, и прибавив к ним 200 депутатов по одномандатным округам, партия власти сможет рассчитывать почти на две трети голосов в Государственной Думе. И это при относительно честном проведении голосования! А если при немножечко нечестном – то и на больший результат. Особенно если учесть, как у нас голосуют национальные республики и отдельные приравненные к ним по применению административного ресурса регионы.

Проведя подобную реформу, власть может, например, провести ребрендинг «Единой России», образовать на ее базе какой-нибудь «Народный фронт» из нескольких десятков мелких партий. А дальше все пойдет по накатанной дорожке: в Госдуме будет огромная фракция «Народного фронта», фракции «традиционной оппозиции» – КПРФ и ЛДПР. Быть может, протащат так называемых «либералов», то есть Кудрина и Прохорова, которых попытаются превратить в лидеров протеста, охватившего Москву в 2011 году. Дескать, вы же за «гайдара» агитировали? За то, чтобы были приватизация, массовое уничтожение культуры и образования? Так вот они вам, полной ложкой.

Произойдет ли слив протеста под «сислибов» (то есть «системных либералов», сторонников гайдарономики и чубайсополитики), будет во многом зависеть от позиции Координационного совета оппозиции.

А когда реформу утвердят (в чем можно не сомневаться), власть задумается и над проведением досрочных выборов в Государственную Думу. Слухи такие, во всяком случае, ходят.

Правда, наша Конституция дает президенту право распустить Госдуму только в трех случаях: троекратное отклонение кандидатуры председателя правительства; двукратное выражение недоверия правительству; отказ в вотуме доверия правительству. Эта процедура, даже проведенная формально, будет означать большое нервное испытание для Дмитрия Медведева и его окружения. Впрочем, как часто у нас бывает, могут найти какой-нибудь обходной путь, вроде внесения изменений в Основной закон. Потому что Конституция – это одно дело, а Уважаемые Люди – совсем другое.

Так что если реформа будет проведена, объявление досрочных выборов в Государственную Думу будет зависеть только от доброй воли Владимира Путина. Весьма вероятно, что он проявит таковую, и тогда страну ждет «переигрывание» фактически проигранной властью избирательной кампании 2011 года.


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы