07.02.2014 23:08 Евгения Глушакова
Известный новосибирский политолог и общественник Алексей Мазур в преддверии форума «Будущее Новосибирска: стратегия развития — новый взгляд» рассказал КПРФНск о транспортных проблемах Новосибирска и путях их решения.
– Алексей Витальевич, как можно охарактеризовать транспортную ситуацию в Новосибирске? Правы ли эксперты, называя ее критической?
– Новосибирск находится даже не на пороге транспортного коллапса, а за его пределами. Люди пользуются автомобилями не по собственной прихоти, а из-за необходимости. При этом общая парадигма в том, что решение транспортной проблемы нужно искать в строительстве развязок, дорог, их расширении. На этом завязана как дальнейшая концепция развития города, так и нормативы градостроения. Но попытка идти тем путем, которым идет власть Новосибирска, тупиковая. Даже в таких странах, как США, где можно построить города, «заточенные» под человека, передвигающегося исключительно на автомобиле, тем не менее, самые большие пробки.
– И как в таком случае решить транспортную проблему?
– Дорожная сеть должна быть предназначена для общественного транспорта. Один человек на автомобиле занимает то место, которое могли бы занимать двадцать человек в общественном транспорте. В Новосибирске дорог вполне достаточно для передвижения всего города на общественном транспорте. Это мы помним по временам Советского Союза, когда автомобилей было мало, дороги были свободными, и на общественном транспорте можно было проехать через весь город. Потом появилось много автомобилей, но никаких компенсирующих механизмов не было создано. В результате все дороги оказались забиты автомобилями. На это наложилась деградация государственного управления и, в частности, транспортной политики.
Транспорт приобрел феодальный характер, маршруты отдаются перекупщикам, те за деньги пускают на них отдельных перевозчиков. Транспорт стал способом зарабатывать деньги. Это привело к тому, что маршрутки, в которых, в нарушение норм и правил, в том числе безопасности, приделаны дополнительные сиденья, чтобы ехали не двенадцать, а, скажем, пятнадцать человек, в три погибели стоящих. Выгодные маршруты с помощью коррупционных схем забирали под таких недобросовестных перевозчиков, которые еще и устраивают гонки друг с другом — чья маршрутка быстрее доедет до остановки и заберет еще больше людей. В результате мы наблюдаем следующее: транспорта долгое время может не быть, а потом появляется сразу несколько маршруток и автобусов, которые пытаются друг друга обгонять. Мы видим, как долго стоит транспорт на пересадочных пунктах, чтобы набрать больше людей. И пока не набьется до отказа — не едет. А на промежуточных остановках в этот автобус сесть уже невозможно, потому что он уже полный. Перевозчику выгоднее ехать набитым битком, чем рисковать — собрать или не собрать пассажиров. И в такой организации транспорта заинтересованы коммерческие структуры, паразитирующие на этом, ну и само государство.
Чтобы решить проблему, надо дать людям возможность ездить на общественном транспорте быстро, удобно и дешево. Тогда существенная часть людей пересядет с автомобилей в общественный транспорт. Но пока идет обратный процесс. Сейчас люди в общественном транспорте едут долго, дорого и неудобно. Потому у них пересаживаться из автомобилей в общественный транспорт нет никаких мотивов. Именно этим объясняется опережающая автомобилизация Новосибирска.
– Сможет ли метро решить транспортную проблему Новосибирска?
– Есть простые цифры. Одна станция метро — пять миллиардов рублей. Мы строили-строили «Золотую ниву» много лет, теперь ее надо перестраивать. Может, у нас в бюджете еще изыщутся деньги на те две станции, которые запланированы. Но совершенно очевидно, что строительством метро решить транспортную проблему невозможно. Потому что это не потянет наш бюджет. Метро нужно там, где оно есть. Все остальное решается другими способами — скоростной трамвай, скоростной автобус. Это общественный транспорт, который едет поверху, по имеющейся дорожной сети. Его надо отделить от пробок. Пока общественный транспорт стоит в пробках, он не имеет никакого преимущества в глазах новосибирцев перед личным автомобилем. Человек сравнивает, что ему лучше — стоять несколько часов в пробке в переполненном автобусе или в той же пробке, но уже сидя в своем автомобиле. Конечно, выбор будет в пользу второго варианта. Но если он будет сравнивать неудобный общественный транспорт, который быстро доедет до центра, с удобным автомобилем, вынужденным стоять в пробках. И, думаю, здесь уже многие сделают другой выбор.