14.11.2014 17:43 Виола Потапова
Депутаты-коммунисты горсовета Новосибирска Ренат Сулейманов, Валентин Пысин, Егор Тюкалов вчера приняли участие в публичных слушаниях, на которых обсуждался проект бюджета и план социально-экономического развития города на 2015 и плановый период 2016–2017 годы. Несмотря на то, что бюджет города на ближайшие 3 года формируется в сложных условиях — сокращения на 10% собственных доходов города и поступлений из федерального и областного бюджетов, в целом он имеет социальную направленность и заслуживает высокой оценки, пришли к выводу участники мероприятия.
С докладами об основных показателях бюджета Новосибирска на ближайшие три года выступали первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов, начальник департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска Лариса Уткина, начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска Владимир Штоп, представители департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, эксперты СО РАН, и другие.
На следующий год характеристики бюджета города Новосибирска выглядят следующим образом: общий доход — 33, 9 млрд. рублей, общий объем расходов — 35, 2 млрд. рублей. 2016 год: доходы 33, 5 млрд. руб., расходы — 34, 3 млрд. руб. В 2017 доходы и расходы — 35, 5 млрд. рублей. Дефицит бюджета Новосибирска на следующий год составляет 1 млрд. 350 млн. рублей, на 2016 год — около 1 млрд. рублей и 2017 год планируется без дефицита.
Участники слушаний отмечали, что главной причиной уменьшения параметров бюджета в 2015-2017 годы является сокращение на 10% отчислений налога на доходы физических лиц в пользу областного бюджета. Напомним, соответствующий закон приняли депутаты заксобрания области 30 октября, депутаты-коммунисты всех уровней предупреждали о последствиях его принятия и выступали против изъятия у Новосибирска значительной доли собственных доходов. Вторая причина сокращения доходов и расходов бюджета города в ближайшие годы — снижение объема межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней.
Как отметила Лариса Уткина, наибольшие потери понесут инвестиционные проекты города — бюджетные расходы на эти цели будут ежегодно снижаться: если в 2014 году городом было инвестировано более 6 млрд. рублей, то в 2017 — объем инвестиций составит лишь около 1 млрд. 600 млн. рублей. Также пострадают строительство, реконструкция и ремонт муниципальной бюджетной сферы, решение транспортных проблем, благоустройство города.
Оказались под вопросом многие проекты, которые требуют софинансирования, прежде всего из федерального бюджета. В частности, строительство детсадов. В ближайшие годы в Новосибирске запланировано строительство 14 детских садов, что позволит ввести более 3,5 тысяч новых мест.
– Но такой прогноз будет реализован только при условии поступления денег из Федерального бюджета не менее 1 млрд. рублей. Однако в проекте Федерального бюджета пока этих денег нет, – добавила она.
Будет продолжено строительство некоторых объектов, начатое ранее. Но выделенные на это средства не позволяют ввести их в эксплуатацию в запланированные сроки. Это коснется школы в Калининском районе, завершения строительства дорог — в частности развязки на Южной площади, развязки по Старому шоссе, ул. Объединения, Петухова, Мочищенского шоссе. Снижены расходы на развитие городского транспорта, в частности метрополитена, отмечалось в докладах.
В сложившейся ситуации все участники слушаний отмечали необходимость поиска дополнительных налоговых и неналоговых источников дохода бюджета города. В целом, несмотря на снижение на 10% количества поступающих налоговых доходов по НДФЛ, доля налоговых доходов в бюджете города в ближайшие годы будет расти и к 2017 году достигнет 77%, заявил Владимир Штоп. Вторым по значимости источником доходов, помимо НДФЛ, является земельный налог, который также будет расти. При этом в ближайшие годы ожидается снижение общего объема неналоговых доходов по сравнению с 2014 годом.
В то же время заместитель мэра города Андрей Ксензов подчеркнул, что все основные социальные статьи бюджета города на ближайшие годы «защищены». Основным потребителем бюджетных средств остается социальная сфера: образование, соцзащита, культура, будут сохранены основные приоритеты развития жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере города будет расти. Практически все расходы на социальную сферу будут осуществляться за счет целевых программ, то есть не менее 2/3 бюджетных расходов. В 2014 году идет реализация более 38 программ, и их количество в ближайшие годы будет расти.
В целом, эксперты отмечали выраженную социальную направленность проекта бюджета на ближайшие 3 года, по их оценкам, он выполнен на высоком уровне и отвечает всем требованиям действующего законодательства. Положительную оценку получил и представленный план социально-экономического развития города Новосибирска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Отметим, проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов и план социально-экономического развития города также будут обсуждаться сегодня, 13 ноября, на заседании президиума мэрии.