30.11.2016 21:42 Максим Андреев
Экономия на закупках, сокращение штата на 4% и проведение ревизии масштабных проектов могли бы сэкономить РЖД до 130 млрд руб. К такому мнению пришли эксперты компании Deloitte в ходе аудиторской проверки.
Аудиторская компания Deloitte по заказу Минэкономразвития проанализировала возможность оптимизации расходов. В ходе чего пришла к выводу, что РЖД могли бы сэкономить в 2016 году при оптимизации своих расходов дополнительно 95–130 млрд руб. Реформа конкурсных закупок сэкономила бы дополнительно «десятки миллиардов рублей». Об этом пишет газета «Ведомости», ознакомившаяся с результатами исследования.
Из отчета Deloitte, который был представлен комитету по стратегии при совете директоров РЖД, следует, что компания не экономит на закупках, выставляя заказы крупными лотами. На 100 крупнейших лотов приходится 2/3 бюджета. По подсчетам аудиторов, у РЖД худший показатель по размеру скидки по контрактам среди госкомпаний — она составляет всего 1,8%. В Deloitte допускают, что низкая эффективность тендеров связана с «потенциальными сделками с заинтересованностью».
«Нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора», — говорится в исследовании экспертов. В качестве примера аудиторы привели тендер на строительство 40 объектов для модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 54 млрд руб., который проводился всего три недели.
Кроме этого, аналитиками отмечается, что в РЖД раздут управленческий персонал. Сокращение сотрудников на 4% помогло бы компании сберечь еще 25–60 млрд руб. Аудиторы также считают, что 35 млрд руб. можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов: строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань, модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна.
Помимо этого РЖД было предложено отказаться от покупки пассажирских поездов «Ласточка». Компания планирует приобрести в 2016–2018 годах 60 таких составов на 49 млрд руб.
Это не первый аудит показывающий неэффективность использования средств РЖД. Напомним, ранее депутат Государственной думы Вера Ганзя рассказывала, что Счетная палата выяснила, что федеральная компенсация тарифов финансирования обязательств перевозки железной дороги по пассажирам превышает их востребованность. «Сумма компенсации полученной из федерального бюджета оказалась невостребованной РЖД», – комментировала депутат. Кроме этого, в октябре этого года Счетная палата упрекнула РЖД в том, что значительная часть средств, которые государство внесло в уставной капитал РЖД для финансирования инвестиционных проектов, осталась лежать на депозитах компании.
Но РЖД все не почем, компания ждет новогоднюю премию в виде увеличения тарифов на услуги на 2%