03.03.2017 19:22 Иван Стагис
Сайт КПРФНСк публикует с сокращениями выступление Вадима Рынкова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника института истории Сибирского отделения РАН на прошедшей вчера историко-научной конференции "Революция 1917 года в России: причины и предпосылки".
– В последние десятилетия столыпинская аграрная реформа прочно вошла в российский исторический дискурс в положительном свете, которая успешно способствовала развитию экономики страны. Но, опираясь на статистические материалы, историки доказывают противоположную точку зрения. Так, есть известный циркуль о том, что 27 % крестьян в ходе реформы вышла из общины, эта цифра, конечно впечатляет. В действительности, большая часть из этих 27 % перестали формально быть общинниками после землеустройства, заявление на выход из общины подала только одна десятая часть крестьян. Более того, около половины из тех, кто формально вышел из общины, продолжали применять общинные практики.
Крестьяне не поддержали столыпинскую аграрную реформу, были озлоблены на то, какими методами она продавливалась. Реформа была фактической предпосылкой к революционному взрыву, усилила сопротивляемость общины. К началу Первой мировой войны российская деревня была готова к социальному взрыву. Война с подъемом патриотических настроений несколько отдалила взрыв, переключив протест на защиту своего Отечества. Но, как это бывает с паровым котлом, который накрывают крышкой, взрыв все равно происходит, только более сильный.
Классический великорусский крестьянин – это человек общинный. Община – это институт традиционный, существовавший до государства. Основная часть крестьянского населения проживала в общине, разделяла общинные ценности, которые выражались в решениях схода, идеях справедливости и традициях. Писаное право, по мнению крестьян, существовало само по себе. А это – 80 % населения России. Нетрудно догадаться, что в процессе структурной перестройки общества, крестьянские традиционные ценности проникали во все вновь образующиеся формы организма. Пролетариат наполовину был крестьянским, предприниматели – на треть, российская интеллигенция – наполовину. Царская армия на 90 % состояла из сельского населения. Во многих модернизированных структурах российского общества на неформальном уровне воспроизводились общинные институты – артели, землячества.
Поэтому прошедшая революция подтвердила пророчества народников, что община – это готовая ячейка социалистического общества, а государственные институты – чужеродный элемент.