13.06.2017 21:10 Максим Андреев
Новосибирская область вошла в список регионов, которые неправильно сформировали списки льготных лекарств. Как отмечают эксперты, это может привести к перебоям в поставке, а также к увеличению закупочной цены препаратов.
Эксперты фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» провели мониторинг территориальных программ госгарантий. В ходе которого обнаружили нарушения в 31 субъекте страны, в их число вошла Новосибирская область.
Регионы составили списки льготных лекарств не по правилам, а именно включили в свои перечни препараты по торговым, а не по международным непатентованным наименованиям. Специалисты пояснили, что это может ограничить конкуренцию при закупках лекарств и, как следствие, снизить их доступность для жителей регионов.
— Региональные льготные лекарственные перечни утверждаются субъектами для того, чтобы льготники региона могли получать выписанные им лекарства, входящие в перечень, бесплатно или за часть стоимости. Эти лекарства должны закупаться региональными медицинскими организациями. Госзакупки же препаратов по торговым вместо международных непатентованных наименований имеют ряд жестко прописанных законодательством ограничений, поскольку ограничивают конкуренцию, что ведет к росту цены лота, — приводит слова директора фонда «Здоровье» Эдуарда Гаврилова газета «Известия».
Под торговыми наименованиями понимается название компании или же продукта, который она производит, под этим названием препарат выставляется на полках магазина. Тогда как международные непатентованные наименования — это уникальное название лекарственного средства, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Иными словами «Но-Шпа» — это торговое наименование, международные непатентованные наименования — «Дротаверин», «Зовиракс» — торговое наименование, в заявке должен быть указан как «Ацикловир».
Лидерами по количеству нарушений при закупке лекарственных препаратов стали Тверская, Амурская и Иркутская области. В свои региональные льготные перечни области включили по 16 препаратов с торговым наименованием.
Всего в список нарушителей попал 31 регион. Среди них республики Чувашия, Дагестан, Ингушетия, Крым, Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Карелия и Карачаево-Черкессия; Забайкальский край; города Санкт-Петербург и Севастополь, а также Вологодская, Рязанская, Саратовская, Томская, Курганская, Ивановская, Тульская, Московская, Костромская, Липецкая, Магаданская, Оренбургская, Новосибирская, Архангельская, Челябинская и Мурманская области.
Мониторинг программ госгарантий проводился с февраля по март. Специалисты проанализировали перечни льготных лекарств для амбулаторного лечения, утвержденные на этот год во всех 85 субъектах РФ.
Проблема обеспечения лекарствами льготной категории населения уже давно на слуху в нашем регионе. В СМИ часто выходят материалы, рассказывающие о том, что льготники по той или иной причине не могут получить необходимые препараты. А жителям сельской местности, чтобы получить льготные лекарства, приходится проделать долгий путь в райцентр.
Депутат Законодательного собрания, председатель областного Совета ветеранов войны и труда Вячеслав Журавлев уверен, что главная проблема обеспечения льготными лекарствами заключается в бюрократии:
— Главным недостатком в поставке льготных лекарств является непрофессиональное составление заявки. Причем, сначала говорили о том, что врачи не могут правильно заполнить заявки. Потом с появлением опыта у врачей оказалось, что там есть другие причины — невозможно объективно составить полный список, в связи с тем, что болезни нельзя запланировать. А сама заявка подразумевает, что доктора должны составить перечень нужных лекарств и их количество на период — год или полгода. А это невозможно. В стационарах такой же принцип используется — «плановый больной». Из-за этого сократили койки, теперь люди десятками лежат в коридоре и ждут места в стационаре.
Вторая проблема, по мнению Вячеслава Журавлева, кроется в самой процедуре закупок.
— Конкурсы требуют много времени. Выходит, что даже если ты имеешь деньги, быстро осуществить операцию по закупке нужных лекарств не получается, — говорит депутат. — Люди болеют, возникают эпидемические ситуации, а лекарства заказать нельзя. Потому у нас и получается, что ни по ассортименту, ни по массе поставляемых лекарств — заявка и ее выполнение не соответствует требованиям, которые предъявляет системе здравоохранения реальность.
Депутат уверен, что необходимо совершенствовать подход к закупке лекарств, ведь, как он справедливо отметил, речь идет о жизни людей.