07.07.2006 00:59
Вступивший в силу 131-ый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не перестает ставить неразрешимые вопросы перед депутатами и главами более чем 25-ти тысяч муниципальных образований. Столкнувшись с реальными трудностями обеспечения нормальных условий жизни населения, на местах все настойчивее требуют приведения закона к жизненным реалиям, достойного бюджетного финансирования законных обязательств перед народом. Там ведь за экраном телевизора не спрячешься. Вся власть рядом, в пределах той самой, установленной этим законом, пешей доступности.
Региональные законодатели продолжают раскрывать все новые и новые несоответствия узаконенных полномочий муниципальных образований сложившимся потребностям и структурам управления, обеспечивающим их решение на местах. Уже восстановлены полномочия сельских районов в области культуры, спорта, сельскохозяйственного производства. На повестке дня возвращение прав на муниципальную собственность, необходимую для решения многих забытых в законе обязанностей местной власти. Но главным все же остается вопрос справедливого финансирования территорий, «зарытого» в тех самых межбюджетных отношениях федеральной власти с регионами и муниципальными образованиями.
Как выяснила счетная палата России, проанализировавшая в первом квартале т.г. финансовую обеспеченность исполнения 131-го закона, только 2 процента муниципальных образований способны к самофинансированию своих законных полномочий, все остальные в среднем по России обеспечены лишь наполовину.
Между тем намеренно неучтенные «сверхплановые» бюджетные средства продолжают наполнять так называемый стабилизационный фонд. Бедственное положение населения и безысходная пустота местных бюджетов заставляет местную власть задуматься: а не за их ли счет ловко закрученная налоговая и межбюджетная политика наполняет бездонные закрома бестолкового фонда? И они не далеки от истины. Все налоги обязательно «сидят» в цене товаров и услуг, а это значит, что налоговые поступления в бюджеты разных уровней, так или иначе, оплачиваются из кармана потребителя. Того самого потребителя, недовольство которого то и дело проявляется под окнами местной власти.
В конце мая «Единая Россия» собрала в Москве под свои флаги почти тысячу делегатов муниципального движения. Были произнесены торжественные речи и заверения, что уж теперь-то, под покровительством «единороссистов», все проблемы местного самоуправления найдут полное разрешение. Однако бюджетное послание Президента, направленное вскоре в госдуму, в ближайшие три года никакого серьезного увеличения финансирования регионов и муниципалитетов не предполагает.
В думский комитет по вопросам местного самоуправления непрекращающимся потоком идут просьбы глав и депутатов муниципальных образований, вносятся законодательные инициативы регионов. Во многих из них авторы вполне обоснованно и настойчиво добиваются законодательного разрешения реально возникающих проблем. Надо сказать, что депутаты комитета в этих вопросах далеко не новички, без устали выезжают в регионы, обсуждают с коллегами проблемы за круглым столом, проводят слушания. И, казалось бы, все ясно, решения очевидны…
Но вот здесь-то очевидное становится невероятным.
Заблудшие в заумных построениях абстрактного рыночного царства, небескорыстные правительственные «мыслители», явно не желают опускаться на грешную землю, проникнуться болью и бедами народа. Инициативы регионов, как правило, отвергаются с порога. Вот здесь бы и проявить политическую волю. Где же ты «Единая Россия»? Но преодолевать не редко бестолковое «вето» правительства готова лишь оппозиция. В «Единой России» с верхами спорить не принято. Ведь они не правящая партия, а партия при…, всего лишь, при президенте и правительстве. Их большинством прогнувшихся спин российский парламентаризм опущен до положения «ниц», уничтожена сама его суть.
Государственная Дума перестала быть местом профессионального обсуждения проблем и выработки наиболее эффективных решений, она даже не посягает на особую точку зрения. Не случайно во время этой сессии массовые акции протеста сменяли друг друга. ЖКХ, водный и лесной кодексы, 20 процентное сокращение ученых, перспектива неприглядной приватизации образования и культуры. И никакие национальные проекты Президента не в состоянии перекрыть этих протестов.
Сегодня даже самый плоский экран телевизора в России обретает неисправимую политическую кривизну. Понятно, что радиус этой кривизны задается в структурах администрации президента. Однако их усилия не в состоянии скрыть падающий уровень доверия к власти. Завершающаяся весенняя сессия Государственной Думы только ускорила это падение. Быстро растет удивительная способность думающих сограждан читать прессу между строк и остро видеть то, что скрыто за кадром телевизионных новостей.
Виктор Кузнецов, депутат Государственной думы, член ЦК КПРФ