23.04.2008 22:09
Призрак 1968 года вновь показался над Парижем. 10 апреля по разным данным от 19 до 40 тысяч школьников и учителей приняли участие в демонстрации протеста против реформы французской системы образования и сокращения числа учителей в средних школах. Это была уже пятая демонстрация за две недели. Символическая связь с событиями 40-летней давности видна даже на уровне текстов на транспарантах.
Год больших переломов
1968 год был чрезвычайно богат на события мирового масштаба. Он стал годом посмертного триумфа Эрнесто Че Гевары, погибшего в Боливии в конце предыдущего, 1967-го, и ставшего знаменем и символом бунтующей молодежи в 1968-м.
«Пражская весна» 1968-го кончилась сворачиванием «оттепели» у нас самих. Миллионные молодежные антивоенные демонстрации в американских городах под флагом «Вьетконга» привели к поражению США в войне с Вьетнамом.
Движение «зеленых» тоже оттуда, из 1968-го.
1968-й с его «студенческой революцией» и «Красным Маем» в Париже вселил в массовое сознание твердое убеждение, что бунтующий студент — это явление совершенно нормальное, что так и должно быть. А главное — и сами студенты в это поверили.
«Красный май» 1968 во Франции
А начиналось все как-то незаметно осенью 1967 года. В начале учебного года проявилось давно копившееся недовольство студентов жестким дисциплинарным уставом в студенческих городках, переполненностью аудиторий, бесправием студентов перед администрацией и профессорами, отказом властей допустить студентов до участия в управлении делами в высшей школе. По Франции прокатилась серия студенческих митингов. Больше всего студентов возмущало, что им навязывают явно ненужные предметы. А уже в ночь с 10 на 11 мая 1968 года в Париже заснуть было просто невозможно. По улицам, оглашая ночь сиренами, носились машины «скорой помощи», пожарные, полиция. Со стороны Латинского квартала слышалась глухая канонада: рвались гранаты со слезоточивым газом. К 3 часам ночи над Латинским кварталом занялось зарево: отступавшие под натиском спецподразделений по борьбе с беспорядками — КРС (аналог нашего ОМОНа) — студенты поджигали автомашины, из которых были сооружены баррикады… Беспорядки во Фрнции продолжались до середины июня.
Студенты захватили Сорбонну, где создали «Генеральные ассамблеи» — дискуссионные клубы, законодательные и исполнительные органы одновременно. Захватили Страсбургский университет.
14 мая рабочие компании «Сюд-Авиасьон» в Нанте захватили — по примеру студентов — предприятие. С этого момента захваты предприятий рабочими стали распространяться по Франции как эпидемия. Там, где предприятия не захватывались, рабочие «просто» объявляли забастовку.
Кончилось все как обычно. 12 июня власть перешла в наступление. Были запрещены основные левацкие группировки, 16 июня полиция отбила у Студенов Сорбонну. 17 июня возобновили работу конвейеры «Рено». 23 и 30 июня прошли (в два тура) парламентские выборы. Испуганный призраком революции, «средний класс» дружно проголосовал за де Голля. Но определенные результаты были достигнуты. Во-первых, демократизации высшей и средней школы. Во-вторых, разрешения политической деятельности на территории университетов и студенческих городков. В-третьих, принятия «Закона об ориентации», который координировал действия высшей школы с непосредственными запросами экономики — и таким образом снижал риск безработицы для выпускников.
А что же мы?
Последние 15 лет происходит ломка системы образования России. Сегодня среди жителей страны 15% человек с высшим образованием. При этом в 2007 году школы выпустили 1,4 миллиона человек, а в вузы поступило 1,6 миллион. Причина в положении на рынке труда, когда зарплата специалиста с высшим образованием в среднем на 60% выше. С другой стороны молодежь на рынке труда не востребована, и получение высшего образования — способ приемлемо провести несколько лет после школы.
Массовый приток в вузы студентов из простых семей, где у родителей нет высшего образования — фактор, сыгравший существенную роль в студенческих протестах 1968 года. Тем студентам не было гарантировано место под Солнцем по праву рождения и им пришлось завоевывать его на баррикадах. У нас правительство отвечает на желание молодежи учиться в вузах расширением платных услуг в образовании и сокращением бюджетных мест в вузах на 15 тысяч в год, введеним «усеченного высшего» образования под видом бакалавриата, сознательно снижая его качество и социальный статус. Растет и ощущение невостребованности на рынке труда у нынешних выпускников вузов, которым, как и французским студентам 40 лет назад. И бессмысленное мычание «монстрации» в хвосте первомайской колонны последние годы — подтверждение стихийного протеста, не получившего внятного выражения. Но, как говориться, процесс уже пошел. И задача коммунистов — объяснить студенчеству его подлинные интересы и организовать на борьбу.
Антон Тыртышный, председатель молодежной комиссии Новосибирского обкома КПРФ (с использование материалов сайта www.scepsis.ru)