06.11.2008 15:25
О механике глобальных и местных процессов, которые запущены мировым экономическим кризисом, перспективах развития ситуации и том, коснется ли кризис бюджетников, мы поговорили с руководителем фракции КПРФ в городском Совете Новосибирска Ренатом Сулеймановым.
— Ренат Исмайлович, как Вам видится ситуация в Новосибирске, можно ли говорить о том, что город ощутил на себе последствия экономического кризиса?
— Сегодня в Новосибирске начался спад производства. Прежде всего, в сфере строительства. На данный момент заморожено порядка 70% строительных объектов. В банковской и страховой сферах города прокатилась массовая волна сокращений. На предприятиях Новосибирска можно наблюдать задержки с выплатой заработной платы, остановку отгрузки промышленной продукции. Из-за проблем с кредитами сворачивают свою работу даже крупные торговые сети.
— Очевидно, для бюджета Новосибирска эти изменения в экономике не пройдут незаметно?
— Все это не может не отразиться на бюджете. Вспомним, что представляет собой структура городского бюджета. Треть доходной части — это налоговые поступления. Из них основную часть составляет налог на доходы физических лиц. В связи с кризисом мы ожидаем не рост собираемости налога, который уже учтен в бюджете города, а его снижение.
Кроме того, с 1 января грядет серьезное увеличение единого социального налога. Он вырастет на 8% — с 26% до 34%. Это приведет к тому, что многие предприятия и коммерческие структуры вернутся к практике выплаты «черной» заработной платы. Второй источник наполнения городской казны — приблизительно треть бюджета — это неналоговые доходы. Прежде всего, это доходы от продажи земельных участков, недвижимости, которые находятся в собственности муниципалитета. Здесь картина такова: уже с августа доходов от приватизации в бюджет не поступает. Связано это, естественно, с проблемой в получении кредитов. Малый и средний бизнес не имеет возможности выкупать помещения без привлечения сторонних денег.
Третья часть доходов бюджета Новосибирска — это дотации и субвенции из федерального бюджета. Но картина с федеральным бюджетом тоже весьма печальна. Ведь 50% доходов федерального бюджета — это средства, полученные от продажи углеводородов — российской нефти и газа. В федеральном бюджете заложена стоимость барреля $95, а на сегодняшний день она составляет менее $60. И тенденция падения цен на нефть продолжится вследствие спада мировой экономики. Потребление нефти сократится, рыночная цена еще упадет. А если не будет плановых поступлений в федеральный бюджет — это будет означать сокращение всех федеральных программ, по сути, секвестр бюджета. Это коснется субвенций и дотаций, которые получают регионы, и в частности, Новосибирск.
— Можно уже в цифрах описать возможные масштабы бедствия?
— По всем источникам формирования бюджета мы прогнозируем снижение поступления средств. Запланированный с ростом в 30 млрд. рублей (расходная часть) бюджет 2008 года вряд ли будет выполнен, в следующем — бюджете 2009 — запланировано 36 млрд., но сейчас уже понятно, что в следующем году даже на 30 млрд. мы не выйдем.
— То, как выглядит кризис сегодня, — это уже «ягодки», или только цветочки?
— Кризис не завершен, он развивается. На треть снижены налоги на продажу тонны нефти. Раньше бюджет получал $370 с тонны, сегодня это только $230. Падает цена на уголь. Практически прекращена продажа коксующихся углей в связи с упадком экономики и сокращением производства стали. Это цепочка, которая замыкает снижение уровня производства, секвестирование бюджетов различных уровней и снижение уровня жизни населения.
— Есть ли повод переживать бюджетникам? Сегодня с последствиями кризиса близко познакомились только сотрудники банковских структур.
— Мы еще не можем прогнозировать глубину падения экономики. Но уже сейчас фондовый рынок упал на 70%. Истрачена 5-я часть золотовалютных резервов, мы не можем вернуть стабфонд — он, по сути, сегодня представляет собой обесцененные американские ипотечные бумаги. В то же время необходимо срочно гасить громадные долги банков и корпораций перед западными кредиторами, которые составляют более $500 млрд. Бюджетникам с 1 декабря декларировано повышение заработной платы на 30%, и пока на это повышение, несмотря на ситуацию, никто не покушался. Однако я не исключаю, что дальнейшее развитие кризиса приведет к тому, что не будет возможности выплаты даже неповышенных зарплат, не говоря уже о 30% надбавке. Сегодня чиновники говорят, что большая часть работников в Новосибирске получает зарплату из бюджета. И рост ее, который заложен в бюджете, будет оказывать давление на рынок труда — коммерческие предприятия будут вынуждены повышать заработную плату. Аналитики прогнозируют переток трудящихся из коммерческой сферы в бюджетные организации. Якобы у нас даже не ожидается проблем на рынке труда. Но опять-таки, мы видим, что происходит в соседних регионах. В Томской области уже объявлено 30% сокращение управленческого аппарата. В связи с переходом на новую тарифную сетку, который осуществляется в бюджетной сфере, возможны сокращения, обоснованные «структурными» изменениями. Ситуация очень удобная, чтобы избавиться от лишних ртов.
— Вот Вы говорите о сложности в получении кредитов. А ведь совсем недавно в Новосибирске побывал премьер Путин, и бизнесмену на глазах у изумленной публики обещали дать кредит. Да и есть, откуда выдавать эти кредиты. Тот кто смотрит телевизор, знает, что банкам государство выдало огромные кредиты.
— Начнем с того, что кредит этому бизнесмену из телесюжета не выдали. А только лишь обещали изучить ситуацию. То есть, даже премьер— министр не помог получить кредит. Сегодня банки сокращают кредитные портфели и при этом повышают их стоимость — процентные ставки. Государство сегодня делает шаги для поддержания ликвидности банков. Отсутствие ликвидности — это, фактически, неспособность давать деньги из-за недостатка оборотных средств. Не хватает средств потому, что замедлились все расчетно-кассовые операции. Сегодня деньги выделены только крупным банковским структурам. И то эти средства банки используют для расчета с зарубежными кредиторами, то есть, средства вывозятся за рубеж. Банки вынуждены были брать кредиты на Западе, те самые $500 млрд., о которых мы уже говорили. До конца года наши банки должны отдать в качестве платы за пользование кредитами $78 млрд.. То есть, тех $50 млрд., что выделены государством, не хватит даже на этот первый транш. А там подойдет очередь следующих платежей.
То есть, сегодня даже масштабные государственные финансовые вливания не переломят ситуации — во-первых, часть этих денег тратится не по назначению, во-вторых, объем средств слишком мелок в масштабах финансовых проблем банков. Больше того, эти средства призваны решать проблему исключительно финансово-кредитной системы. А ведь существуют и другие проблемы, например, проблемы производственных предприятий, отсутствие финансирования госзаказа, и эти проблемы никак не решаются.
Беседовал Григорий Паршиков (газета