КПРФ в Новосибирске - Ренат Сулейманов о финансовом кризисе: За цветочками будут ягодки
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
24 25 26 27 28 29 30
01 02 03 04 05 06 07
Сегодня 08 мая 2024
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
Май 2024

Rambler's Top100










Ренат Сулейманов о финансовом кризисе: За цветочками будут ягодки

06.11.2008 15:25


О механике глобальных и местных процессов, которые запущены мировым экономическим кризисом, перспективах развития ситуации и том, коснется ли кризис бюджетников, мы поговорили с руководителем фракции КПРФ в городском Совете Новосибирска Ренатом Сулеймановым.


— Ренат Исмайлович, как Вам видится ситуация в Новосибирске, можно ли говорить о том, что город ощутил на себе последствия экономического кризиса?



— Сегодня в Новосибирске начался спад производства. Прежде всего, в сфере строительства. На данный момент заморожено порядка 70% строительных объектов. В банковской и страховой сферах города прокатилась массовая волна сокращений. На предприятиях Новосибирска можно наблюдать задержки с выплатой заработной платы, остановку отгрузки промышленной продукции. Из-за проблем с кредитами сворачивают свою работу даже крупные торговые сети.



— Очевидно, для бюджета Новосибирска эти изменения в экономике не пройдут незаметно?



— Все это не может не отразиться на бюджете. Вспомним, что представляет собой структура городского бюджета. Треть доходной части — это налоговые поступления. Из них основную часть составляет налог на доходы физических лиц. В связи с кризисом мы ожидаем не рост собираемости налога, который уже учтен в бюджете города, а его снижение.



Кроме того, с 1 января грядет серьезное увеличение единого социального налога. Он вырастет на 8% — с 26% до 34%. Это приведет к тому, что многие предприятия и коммерческие структуры вернутся к практике выплаты «черной» заработной платы. Второй источник наполнения городской казны — приблизительно треть бюджета — это неналоговые доходы. Прежде всего, это доходы от продажи земельных участков, недвижимости, которые находятся в собственности муниципалитета. Здесь картина такова: уже с августа доходов от приватизации в бюджет не поступает. Связано это, естественно, с проблемой в получении кредитов. Малый и средний бизнес не имеет возможности выкупать помещения без привлечения сторонних денег.



Третья часть доходов бюджета Новосибирска — это дотации и субвенции из федерального бюджета. Но картина с федеральным бюджетом тоже весьма печальна. Ведь 50% доходов федерального бюджета — это средства, полученные от продажи углеводородов — российской нефти и газа. В федеральном бюджете заложена стоимость барреля $95, а на сегодняшний день она составляет менее $60. И тенденция падения цен на нефть продолжится вследствие спада мировой экономики. Потребление нефти сократится, рыночная цена еще упадет. А если не будет плановых поступлений в федеральный бюджет — это будет означать сокращение всех федеральных программ, по сути, секвестр бюджета. Это коснется субвенций и дотаций, которые получают регионы, и в частности, Новосибирск.



— Можно уже в цифрах описать возможные масштабы бедствия?



— По всем источникам формирования бюджета мы прогнозируем снижение поступления средств. Запланированный с ростом в 30 млрд. рублей (расходная часть) бюджет 2008 года вряд ли будет выполнен, в следующем — бюджете 2009 — запланировано 36 млрд., но сейчас уже понятно, что в следующем году даже на 30 млрд. мы не выйдем.



— То, как выглядит кризис сегодня, — это уже «ягодки», или только цветочки?



— Кризис не завершен, он развивается. На треть снижены налоги на продажу тонны нефти. Раньше бюджет получал $370 с тонны, сегодня это только $230. Падает цена на уголь. Практически прекращена продажа коксующихся углей в связи с упадком экономики и сокращением производства стали. Это цепочка, которая замыкает снижение уровня производства, секвестирование бюджетов различных уровней и снижение уровня жизни населения.



— Есть ли повод переживать бюджетникам? Сегодня с последствиями кризиса близко познакомились только сотрудники банковских структур.



— Мы еще не можем прогнозировать глубину падения экономики. Но уже сейчас фондовый рынок упал на 70%. Истрачена 5-я часть золотовалютных резервов, мы не можем вернуть стабфонд — он, по сути, сегодня представляет собой обесцененные американские ипотечные бумаги. В то же время необходимо срочно гасить громадные долги банков и корпораций перед западными кредиторами, которые составляют более $500 млрд. Бюджетникам с 1 декабря декларировано повышение заработной платы на 30%, и пока на это повышение, несмотря на ситуацию, никто не покушался. Однако я не исключаю, что дальнейшее развитие кризиса приведет к тому, что не будет возможности выплаты даже неповышенных зарплат, не говоря уже о 30% надбавке. Сегодня чиновники говорят, что большая часть работников в Новосибирске получает зарплату из бюджета. И рост ее, который заложен в бюджете, будет оказывать давление на рынок труда — коммерческие предприятия будут вынуждены повышать заработную плату. Аналитики прогнозируют переток трудящихся из коммерческой сферы в бюджетные организации. Якобы у нас даже не ожидается проблем на рынке труда. Но опять-таки, мы видим, что происходит в соседних регионах. В Томской области уже объявлено 30% сокращение управленческого аппарата. В связи с переходом на новую тарифную сетку, который осуществляется в бюджетной сфере, возможны сокращения, обоснованные «структурными» изменениями. Ситуация очень удобная, чтобы избавиться от лишних ртов.



— Вот Вы говорите о сложности в получении кредитов. А ведь совсем недавно в Новосибирске побывал премьер Путин, и бизнесмену на глазах у изумленной публики обещали дать кредит. Да и есть, откуда выдавать эти кредиты. Тот кто смотрит телевизор, знает, что банкам государство выдало огромные кредиты.



— Начнем с того, что кредит этому бизнесмену из телесюжета не выдали. А только лишь обещали изучить ситуацию. То есть, даже премьер— министр не помог получить кредит. Сегодня банки сокращают кредитные портфели и при этом повышают их стоимость — процентные ставки. Государство сегодня делает шаги для поддержания ликвидности банков. Отсутствие ликвидности — это, фактически, неспособность давать деньги из-за недостатка оборотных средств. Не хватает средств потому, что замедлились все расчетно-кассовые операции. Сегодня деньги выделены только крупным банковским структурам. И то эти средства банки используют для расчета с зарубежными кредиторами, то есть, средства вывозятся за рубеж. Банки вынуждены были брать кредиты на Западе, те самые $500 млрд., о которых мы уже говорили. До конца года наши банки должны отдать в качестве платы за пользование кредитами $78 млрд.. То есть, тех $50 млрд., что выделены государством, не хватит даже на этот первый транш. А там подойдет очередь следующих платежей.



То есть, сегодня даже масштабные государственные финансовые вливания не переломят ситуации — во-первых, часть этих денег тратится не по назначению, во-вторых, объем средств слишком мелок в масштабах финансовых проблем банков. Больше того, эти средства призваны решать проблему исключительно финансово-кредитной системы. А ведь существуют и другие проблемы, например, проблемы производственных предприятий, отсутствие финансирования госзаказа, и эти проблемы никак не решаются.

Беседовал Григорий Паршиков (газета

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы