13.04.2009 17:06
Газета «Новая Сибирь» рассказала об организованном коммунистами Новосибирска просмотре кинокартины известного режиссера, члена КПРФ Владимира Бортко «Тарас Бульба».
НА ПРОШЛОЙ неделе в Новосибирске состоялся «коммунистический просмотр» снятого с голливудским размахом фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». По крайней мере, именно на такое мероприятие пригласило корреспондента «Новой Сибири» новосибирское отделение КПРФ. В приглашении говорилось, что просмотр состоится в честь 200-летия со дня рождения великого русского писателя, «основателя борьбы с коррупцией и бюрократизмом, Николая Васильевича Гоголя».
Карикатура из "Новой Сибири"
В кинотеатр «Победа» на премьерный показ собрались все значимые коммунисты Новосибирска: депутат горсовета, лидер фракции КПРФ Ренат Сулейманов, депутат Госдумы Анатолий Локоть, депутат облсовета Андрей Жирнов, депутат горсовета Анатолий Козак, к середине сеанса подошел на коммунистические ряды в кинозале (с 6-го по 9-й) и депутат горсовета, владелец революционного гриль-бара Валерий Науменко. В общем, публика, как и в фильме, оказалась интернациональной, а присутствие Анатолия Козака вызвало немало шуток по поводу его чисто гоголевской говорящей фамилии.
Все коммунисты пришли с красными, загоревшими на весеннем солнце лицами, как раз накануне состоялся общегородской «митинг за отставку правительства Путина» — так его называли сами коммунисты. Анатолий Локоть выделялся еще и приподнятым настроением. Оказалось, что по пути с митинга в Кировском районе Анатолий Евгеньевич задержал грабителя. Он увидел, как грабитель выхватил сумку у бабушки и побежал во дворы. Депутат-коммунист остановил водителя, выскочил из машины и с помощью местных жителей догнал и обезвредил преступника. Видимо, сказался опыт работы комиссаром оперативного комсомольского отряда дружинников во время учебы в НЭТИ.
Очевидно, что не только принадлежность режиссера Бортко к КПРФ, но и литературно-кинематографический характер самого Тараса Бульбы — «патриота-государственника и борца за общенародное счастье» — сподвигла коммунистов сделать героя Гоголя чуть ли не кандидатом в члены партии. Правда, тут они не оригинальны. Яростный антикоммунист Владимир Жириновский заявил, что «это лучший фильм десятилетия, который должны увидеть все граждане России». По мнению лидера ЛДПР, этот фильм «показывает доблестную историю России и Украины и сплочение двух славянских народов. Эта картина будет способствовать духовному возрождению нашей страны, оказывая большое идеологическое воздействие на всю Россию… и достойна выдвижения на государственную премию, а коллектив актеров — на звания народных и заслуженных артистов». Не менее восторженно высказываются по поводу идеологического содержания фильма и многие «единороссы», и «справедроссы», и беспартийные государственники.
Ну а сам коммунистический просмотр состоялся без речей и политических воззваний. К двухсотлетию Николая Васильевича «Бульбу» немного переписал известный сценарист, режиссер и коммунист Владимир Бортко и, потратив 25 миллионов долларов бюджетных денег, снял фильм к юбилею писателя.
Конъюнктурщик Бортко всегда чутко реагирует на политические реалии. В начале перестройки снял «Афганский излом». В ее разгар — «Собачье сердце». В лихие 90-е затеял сериал «Бандитский Петербург». А в тучные годы обошел соперников-режиссеров и выпустил на экраны «Идиота» и «Мастера и Маргариту». Почему с таким чутьем он не переходит в ряды «Единой России», остается загадкой.
Едкий сатирик Гоголь «Тараса Бульбу» писал не как комедию, а как эпос, но читать его все же легко и временами даже смешно. И надо заметить, что экранизация Бортко тоже смешная. Правда, смешная не всегда там, где это задумано. По формальным признакам с текстом Гоголя сценарист обошелся гуманно. Но формализм иногда столь буквален, что невольно вызывает сарказм.
ЗВУЧИТ несколько цинично, но это правда. Зал кинотеатра «Победа» с юморком реагировал на сцены, где казаки, умирая в бою, затевают прощальную речь минуты на две экранного времени. Раздраженно гудел, когда в несчетный раз начинал заунывно гундеть саундтрек: синтезаторная композиция со стандартной мелодией Игоря Корнелюка. Во время «музыкальных пауз» зрители весело обсуждали длинные акриловые ногти и перманентный татуаж актрисы Ады Роговцевой. Что же касается видеоряда, то корреспондент «Новой Сибири» с присущим ему цинизмом заметил высаженные возле казацкой хаты пышные кусты флоксов и тагетесов, которые конкистадоры завезли в Европу только спустя 200-300 лет после описываемых у Гоголя событий.
Это, конечно, детали, но из деталей складывается целое. Режиссер Бортко гордо говорил о том, что массовку набирали из местных жителей. Это тоже чувствуется, так как некоторые самодеятельные артисты так выразительно смотрят в камеру, что становится ясно — это делается для того, чтобы «передать привет» родственникам. А те, кто играл погибших в бою, лежа в грязи, непринужденно почесывали носы.
Но уж если говорить по существу, то верх монтажной небрежности — это постоянно отклеивавшийся киношный шрам Богдана Ступки, который в таком виде нависал над бровью и вызывал гомерический хохот зрителей. Не спасает картину и звездный состав с Игорем Петренко, Владимиром Вдовиченковым, Михаилом Боярским и Борисом Хмельницким. А сладкий закадровый голос Сергея Безрукова окончательно превращает если не в китч, то уж точно в лубок. В общем, уж кто-кто, а беспартийный Гоголь точно бы нашел, над чем можно посмеяться на грандиозной премьере.
Юлия Латыпова, «Новая Сибирь»
От редакции сайта «КПРФ в Новосибирске». Для издания, владельцем которого является влиятельный депутат и идеолог «Единой России», материал можно назвать даже позитивным. Критики там хватает, но касается она в первую очень самого кинофильма — операторской, актерской и режиссерской работы. О политике журналистка старается писать нейтрально. Но обращает на себя внимание один пассаж: "Конъюнктурщик Бортко всегда чутко реагирует на политические реалии. В начале перестройки снял «Афганский излом». В ее разгар — «Собачье сердце». В лихие 90-е затеял сериал «Бандитский Петербург». А в тучные годы обошел соперников-режиссеров и выпустил на экраны «Идиота» и «Мастера и Маргариту». Почему с таким чутьем он не переходит в ряды «Единой России», остается загадкой". Нет тут конъюктуры. И уж тем более нет загадки в том, что Владимир Бортко вступил в ряды КПРФ, а не «Единой России»… Нынешняя «партия власти» — переживает период заката, и ее солнце скоро совсем померкнет. Завтра поднимется заря уже нового дня… Как художник Бортко чувствуют дух времени, а как художник талантливый — он многих опережает на шаг…