КПРФ в Новосибирске - «Правда» о круглом столе на тему «Образование — для всех»
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Май 2024
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
Сегодня 17 мая 2024
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Май 2024

Rambler's Top100










«Правда» о круглом столе на тему «Образование — для всех»

08.12.2009 20:23


В Государственной думе по инициативе общественного движения «Образование — для всех» прошёл «круглый стол» экспертов на тему «Образовательная политика в 2010 году: послание президента РФ и реальные перспективы». Свой доклад представил депутат Госдумы от КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общественного движения «Образование — для всех» Олег Смолин. Он прокомментировал положения послания, касающиеся системы образования в России, с точки зрения возможности их реального воплощения.


Известный политик-оппозиционер привёл примеры из последнего доклада ООН «О развитии человека», подготовленного на основе данных по различным странам за 2009 год. Так, в России по сравнению с предпоследним докладом за 2007 год индекс развития человеческого потенциала переместился на 71-е место вместо 67-го (в конце 80-х годов, предположительно, наша страна была в десятке лучших). Индекс благосостояния остался без изменений — на 56-м месте (20 лет назад, по разным оценкам, он колебался от 19-го до 32-го). Индекс долголетия отодвинулся со 119-го места на 124-е (в конце советского периода продолжительность жизни соответствовала среднеевропейскому уровню). Индекс образования с 26-го места отброшен на 41-е (в советскую эпоху наша страна периодически входила в первую тройку!) На этом фоне в стране продолжаются реформы в системе образования.

На первом месте, конечно,— пресловутый ЕГЭ. По мнению президента, «Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования».

Некоторые оптимистично настроенные комментаторы усмотрели в этом шаг навстречу противникам ЕГЭ, однако явно поспешили: Единый госэкзамен и в настоящее время не является единственным инструментом проверки качества образования. Наряду с ним существуют, например, олимпиады.

Главное же в другом: Д. Медведев подтвердил, что ЕГЭ должен оставаться основным инструментом проверки знаний, и тем самым предопределил характер работы соответствующей комиссии при президенте. Между тем, делает вывод О. Смолин, первый год реализации Федерального закона о ЕГЭ разрушил большинство мифов в этой области, и в частности миф о его объективности. И вот почему.

ЕГЭ часто сравнивают с «градусником», который нельзя ломать. Однако представьте себе следующую процедуру измерения вашей температуры в больнице: сначала измеряют температуру вам, затем — всей больнице, и только после этого вы узнаёте, нормальная у вас температура или нет. Именно такая процедура применяется в отношении ЕГЭ. Рособрнадзор постфактум «подбивал» результаты под допустимое, с его точки зрения, количество неудовлетворительных оценок, так сказать, определял, сколько же пациентов можно признать больными.

«Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий... Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Задача — сконструировать так называемое умное здание, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием»,— предаётся мечтаниям глава государства. Но Олег Николаевич вновь опускает его с небес на землю, напоминая, что центром творчества школу делает не здание, даже самое «умное», а люди, педагогический коллектив.


Депутат от КПРФ напомнил, что до так назывемой монетизации в России действовал один из самых «продвинутых» законов в области образования, который предоставлял большие академические свободы участникам образовательного процесса и экономическую самостоятельность — учреждениям. И то, и другое было значительно урезано печально знаменитым 122-м законом. Теперь свободы собираются вернуть лишь победителям конкурсов, а также тем, кто согласится перейти в автономные учреждения (АУ). Правда, расширение самостоятельности АУ покупается ценой резкого сокращения гарантий бюджетного финансирования, а вместе с тем и автономии образовательного учреждения. Правильное решение очевидно: необходимо восстановить редакцию Закона РФ «Об образовании», которая действовала до «монетизации» и предоставляла широкие академические и экономические свободы всем.

Идея президента — предоставить «семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам — доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции», по мнению Смолина, заслуживает поддержки. Тем более что уже есть опыт в использовании современных образовательных технологий двух передовых вузов, которые предлагают две модели спасения сельской школы на базе таких технологий. Однако подушевое финансирование и бухгалтерский подход приводят в последние годы к её ускоренной ликвидации. По официальным данным, за 2003—2006 учебные годы было ликвидировано около 1900 таких школ, а за 2007/2008 учебный год — около 2600. Ещё несколько лет таких «реформ» — и спасать будет некого.

Президент обещает серьёзную модернизацию системы педагогического образования: «Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ». Кто бы возражал против этого? Но опять же закономерен вопрос: будут ли средства предоставляться вообще?

«…Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов», — смотрит в будущее российского образования Дмитрий Анатольевич.


— Интересно, кто убедил президента в том, что классические университеты готовят учителей лучше, чем педагогические вузы? — недоумевает Олег Смолин. — Это, по меньшей мере, спорно. Хотим сделать очередную кальку с западного опыта? Но, боюсь, в России опять не хватит «шведов». К тому же непонятно, как можно многотысячный и многопрофильный педагогический вуз в региональном центре превратить в один факультет. А главное, зачем?

«Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей».


— Хорошо, конечно, что на сей раз, в отличие от прошлогоднего послания, президент хотя бы упомянул о краткосрочных курсах для тех, кто, не имея педагогического образования, отважится прийти в школу. Кстати, если учитель вознамерится стать хирургом или атомщиком, ему тоже будет достаточно краткосрочных курсов? — уточняет Олег Николаевич.

Однако миллион раз прозвучавший «со всех трибун» вопрос о статусе учителя так и остаётся открытым. Спрашивается: пойдут ли высококвалифицированные люди из науки, государственного управления или производства учить детей? В Москве, в Петербурге, в некоторых крупных городах — может быть, да. Но в большинстве регионов — ни за что. Разве что с целью «пересидеть» кризис, а потом бежать от нищеты и бюрократического унижения куда угодно. Средняя зарплата в образовании в предкризисном 2007 году составляла в США 129% от средней по стране, а в России — 66%, напомнил депутат. Что уж говорить о нынешних кризисных временах!

Объявляя 2010 год Годом учителя, президент, видимо, забыл, что в федеральном бюджете-2010 второй год подряд не предусматриваются средства для повышения зарплаты интеллигенции вообще и педагогических работников в особенности. Другими словами, их реальная зарплата (с учётом роста цен) в большинстве регионов опять снизится. Правительство России оказывает давление на профильный Комитет Госдумы, требуя принять закон о фактической отмене коммунальных льгот для сельских педагогов (видимо, в проклинаемые 30-е годы денег у государства было больше, чем в «благословенные» 2000-е). В следующем году в федеральном бюджете почти в пять раз сокращаются средства на поощрение лучших учителей. Одновременно приостанавливается действие статей законов о выплате «книжных» денег аспирантам и компенсации родительской платы за детей, посещающих дошкольные учреждения, и т.п.

Ежегодно думское большинство проваливает поправки депутатов-коммунистов, предусматривающие обеспечение бесплатным горячим питанием всех детей младших классов и учащихся 5—11-х классов из семей с низкими и средними доходами. А где деньги на создание «безбарьерной школьный среды для детей-инвалидов», о чем с демонстративным воодушевлением хлопочет президент.

В таких условиях гораздо больше оснований объявить 2010 год, как и нынешний, не Годом учителя, а Годом банкира и олигарха, приближённого к власти, предложил О.Н. Смолин. В самую точку!

«Правда»- Татьяна Морозова

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Новости

16.05.2024 16:46

Депутат Смышляев проконтролировал ремонт дворов в Октябрьском районе

16.05.2024 12:36

Строительство шести школ по концессии завершилось уголовным делом

16.05.2024 11:32

Каждому району — свой полигон

15.05.2024 17:56

Ренат Сулейманов о новом правительстве: обстановка требует более энергичных действий

15.05.2024 17:38

Повысить престиж труженика: Ренат Сулейманов задал вопрос новому министру сельского хозяйства

14.05.2024 22:25

Роман Яковлев: надеемся, что новый министр обороны обратит внимание на «Сибсельмаш»

14.05.2024 22:19

Госдума утвердила новое правительство

14.05.2024 12:20

Геннадий Зюганов: Надо плотнее работать с людьми. Быть внимательнее к их просьбам и запросам

14.05.2024 11:58

Заельцовские коммунисты провели субботник на озере «Утиное гнездо»

14.05.2024 11:50

Виталий Быков и Николай Машкарин помогли школе приобрести саженцы кедров