31.12.2009 14:56
Сейчас уже сложно себе представить, что с тебя могут снять кругленькую сумму за поездку в другой город. Дорожный рэкет, можно было представить, остался в 90-х, но не тут-то было — на смену бандитам с большой дороги пришла государственная программа по строительству платных дорог. В следующем году правительство начнет строить дороги, за которые будет брать с каждой машины от 1 до 5 рублей за километр пути. Осуществлять и контролировать строительство трасс будет государственная компания «Росавтодор».
Несмотря на планы привлечения частных инвестиций, в том числе для строительства платных автомагистралей, главным источником денег для «Автодора» будет федеральный бюджет. Минтранс предложил перечислить в распоряжение компании все средства, предусмотренные бюджетом-2010 по подразделу «Дорожное хозяйство». То есть, госкомпания построит дороги на деньги налогоплательщиков, в том числе автомобилистов, а затем с них же будет брать плату за проезд по этим трассам. Получается, что автовладельцы заплатят за дороги дважды, причем, по европейским расценкам.
Госдума, правда, сохранила требование об обязательном наличии у платной трассы бесплатного дублера. Но все прекрасно понимают, как это будет выглядеть на деле. Автомобилист будет стоять перед выбором: или платить, или ехать по разбитой дороге. Или такой вариант: построили платную объездную дорогу через крупный город, и выбирай — или платить, или ехать через незнакомый город по пробкам. Хорошая альтернатива!
«Это очередная приватизация. На этот раз пошли в ход дороги, — считает депутат Госдумы Анатолий Локоть. — Причем в этом случае правительство нашло способ залезть в карман автомобилистов дважды. Это вместо борьбы с коррупцией в этой сфере, из-за которой стоимость дорог и их качество оставляют желать лучшего. Вместо устранения причин проблемы опять хотят переложить ношу на людей».
Согласно оценкам экспертов, на данный момент средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США — в 3 раза, с Китаем — в 7,3 раза. В абсолютных цифрах картина выглядит следующим образом: в странах Евросоюза один километр дороги стоит 6,9 миллиона долларов, в США — 5,9 миллиона, в Китае — 2,4 миллиона, а в России — 17,6 миллиона! Эксперты уверены, что основная проблема — в коррупционной составляющей, достигающей в отрасли 40%.
С учетом таких расценок денег с автомобилистов государственной компании «Росавтодор» придется собрать немало. В этом случае, судя по всему. скоро расстояния придется мерить не в километрах, а в рублях.
Артем Скатов, газета "За народную власть!"