КПРФ в Новосибирске - «Брестская крепость» возрождает традиции советского военного кино
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Июнь 2024
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
Сегодня 16 июня 2024
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
Июнь 2024

Rambler's Top100










«Брестская крепость» возрождает традиции советского военного кино

09.11.2010 17:54


В российский кинопрокат 4 ноября вышел художественный фильм «Брестская крепость», посвящённый, к досаде правящей партии, не освобождению Москвы от поляков, которое с недавнего времени полагается вспоминать в так называемый «День народного единства», а другому, не менее важному событию нашей истории. Художественная картина режиссёра Александра Котта, повествующая о первых днях Великой Отечественной войны на территории Брестской крепости, стала, по мнению многих кинокритиков, тем самым народным кино, о котором так давно ведутся разговоры.


В нашей стране в этом году выпущено в кинопрокат два военных фильма, приуроченных к 65-летию Победы, которые ещё до своего выхода вызвали множество споров не только у кинокритиков и историков, а также у обычных зрителей. Некоторые пытаются найти в «Предстоянии» Никиты Михалкова и «Брестской крепости» Александра Котта общие черты, начиная с общей темы и государственной важности, а также заканчивая деталями. Однако при ближайшем рассмотрении такой подход не выдерживает никакой критики — первый фильм основывается на исторических фантазиях, а «Брестская крепость» — на реконструкции исторической хроники, заставляющий после просмотра скорбеть молча, а не громко спорить после титров.

Фильм можно было бы счесть историческим пособием, но он ограничивается не только документалистикой. Человеческие отношения и эмоции, привычные для мирной жизни, искажающиеся войной, обретают здесь новый смысл. Всё как в последний раз. И при этом ценно каждое мгновение, каждый взгляд. Однако картину Александра Котта не хочется называть художественной, так как, на мой взгляд, снижается серьёзная работа всей команды фильма. Рядом с художественным, как правило, всегда находится вымысел, а в этой работе его практически нет — в основе сюжета лежат документы, свидетельства очевидцев, а также одноименная книга Сергея Смирнова.

Авторы скрупулезно старались воссоздать, а в некоторых моментах реконструировать страшные эпизоды обороны крепости. Документальность отчасти заслоняет собой сюжетные линии. Зритель остается наедине с главным конфликтом ленты — военным. А факты здесь ярче любых сценарных выдумок. Для каждого из почти восьми тысяч человек крепость стала либо могилой, либо перепутьем, на котором пришлось делать мучительный выбор между жизнью и смертью.

В «Брестской крепости», благодаря удачному монтажу достигается прекрасный баланс между экранизированной трагедией и прописными истинами, усвоенными нами в первых классах советской школы. Режиссёр Александр Котт, для которого любимым жанром по его собственному признанию было короткометражное кино, снимал это фильм таким образом, чтобы диалогов оставалось по минимуму. Как будто понимая, что словами на эту тему уже ничего нового не скажешь. Молчание, наверное, будет самой распространенной реакцией на увиденное, поскольку по-человечески трудно что-либо сказать, когда фильм так точно заставляет принять близко к сердцу национальную трагедию.

Батальные сражения с обилием пиротехники, сцены мучительной смерти героев фильма и эпизоды, в которых персонажи переживают сложнейшие психологические конфликты, - всё снято по-советски честно, на совесть. В этой картине практически отсутствуют «киноляпы», но в финале, к досаде, закадровым текстом сообщается неточная информация, касающаяся главных героев. Всё остальное безоговорочно свидетельствует о том, что «Брестская крепость» действительно лучшее кино о Великой войне со времен другого русско-белорусского проекта «В августе 44-го», где идея передаётся через детали, вместо высокопарных диалогов или пошловатых эпилогов.

Этот бесспорный успех и прорыв, на мой взгляд, состоялся в нашем кинематографе благодаря участию российских и белорусских кинематографистов, а также правительственной поддержке обоих государств. Данная лента, несмотря на напряженную политическую обстановку, собрала на съемочной площадке представителей братских народов. Грамотное сотрудничество в итоге привело к появлению настоящего Фильма. Это важно именно сейчас, когда тема подвига Солдата Великой Отечественной принижается, а очень часто просто шельмуется в угоду целям разъединения народов бывшего СССР. Молодое поколение просто обязано посмотреть эту ленту для того, чтобы с почтением относиться к подвигу тех, кто уже не придет никогда, ибо они подарили жизнь миллионам. Этот фильм наглядно покажет, как трудно и нелегко доставалась победа.

Дополнительно хочется отметить хорошую компьютерную графику и отличную работу гримеров (натурализм просто сшибает зрителя с ног) и достойную работу актёров – всё это выглядит словно капсула времени, в которую положили послание для потомков. Чтобы потомки через сто лет достали её на праздничном митинге, открутили крышку, достали записку и прочли: «Война действительно была».

Михаил Решетников, историк

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы