КПРФ в Новосибирске - Государство самоустраняется от решения проблем образования
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Июнь 2024
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
Сегодня 17 июня 2024
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Июнь 2024

Rambler's Top100










Государство самоустраняется от решения проблем образования

17.11.2010 20:14  Евгения Глушакова


Депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор школы №92 Барабинского района Вера Ганзя о последствиях закона об автономных учреждениях для школ области.


— Вера Анатольевна, уже много сказано и написано об этом законе и его последствиях. Потому вопрос в лоб: чего лишится школа после начала его действия? Какие материальные потери последуют?

— Сколько именно материальных средств школы потеряют, пока сказать трудно. Ещё нет документов, регламентирующих, сколько каждая школа получит бюджетных средств, а сколько – из внебюджетных источников. Наличие направляемых в образовательное учреждение бюджетных средств будет зависеть от госзаказа на образовательные услуги. Однако под этим госзаказом подразумевается оплата часов учебных предметов. Что же касается внеклассной работы, работы факультативов, кружков секций, то на них, согласно законодательству, из бюджета не будет выделяться ни копейки. Оплата внеклассных занятий ляжет на плечи родителей учащихся, а поскольку в большинстве школ, особенно это касается села, обучаются дети людей с низким материальным достатком, не всегда способным вносить определённую сумму, то, скорее всего о дополнительном образовании придётся забыть.

— По какой схеме образовательные учреждения финансируются в настоящий момент?


— По схеме нормативно-подушевого финансирования, то есть исходя из количества учеников. Так на образование каждого школьника из бюджетных средств выделяется 20,1 тысяч рублей в год. Я везде, на заседаниях заксобрания, в отделах образования, задаю вопрос – сохранится ли это финансирование? Пока однозначного ответа нет. Сейчас директора школ с ужасом ждут, что нормативно-подушевое финансирование получит программу реструктуризации образовательных учреждений, в результате чего пострадают опять же сельские школы, поскольку здания они занимают большие, а детей обучается мало. Как результат этой реструктуризации школу могут сделать филиалом учебного заведения, перепрофилировать, а то и просто закрыть. И некоторые школы в рамках этой программы мы потеряли. Когда нас переводили на это финансирование, обещали золотые горы. Фонд оплаты труда учителя составляет 30%, стоимость часа – 2 рубля. Нет возможности даже простимулировать педагогов. О каком повышении качества образования может в этом случае идти речь?

— Какие есть варианты внебюджетного финансирования? Вы их используете в Вашей школе?


— Когда говорится о внебюджетных источниках финансирования, то подразумеваются, как правило, спонсорские деньги. А где школам взять столько спонсоров, когда большинство предприятий – на последнем издыхании? На селе картина ещё более удручающая. В свою очередь государство полностью уходит от ответственности. Если раньше руководство школы могло рассчитывать на помощь со стороны администрации района, то теперь об этом придётся забыть. Директор школы превратился в «менеджера», а ученики – в «потребителей» образовательных услуг. Вот «менеджер» и должен поломать голову по поводу средств на оказание услуг «потребителям». Что остаётся? Рассчитывать на пожертвования? Но принуждать родителей сдавать деньги мы не можем, а пожертвовать какую-то сумму могут далеко не все. Тем более, в Конституции России прописано бесплатное образование.

— Что можете сказать относительно бюджетного финансирования в рамках госзаказа?

— Оно должно осуществляться по факту. Например, в нашей школе обучается 600 детей и должно быть выделено более 10 миллионов в год на оплату труда педагогов. Однако не учтены другие статьи расходов, как например, на ЖКХ. Как быть, если во время выполнения школой этого госзаказа, например, выйдет из строя система отопления, водоснабжения – где в таком случае искать средства на ремонт? У родителей школьников выпрашивать? А вот если госзаказ будет дан по факту, то это будет одним из вариантов выхода из ситуации.

— Несмотря ни на что федеральный закон уже принят, и региональное законодательство не в силах ему противостоять…


— Да, отменить федеральный закон мы не можем, не имеем таких полномочий. Потому наша задача как региональной власти – минимизировать его негативное действие, те потери, что образовательные учреждения могут понести. Ещё будут соответствующие заседания бюджетного комитета, общественные слушания, на которых депутаты, совместно с органами исполнительной власти, директорами образовательных учреждений, педагогами будут искать пути решения этих проблем. Однако могу сказать точно, что с принятием закона об автономных учреждениях федеральная власть очень сильно поспешила, поскольку сам он очень «сырой». Чтобы принимать такой закон, и чтобы его действие было как можно менее болезненным для всех, нужны другие руководители, очень тонко разбирающиеся как в бюджетном законодательстве, так и в образовательной сфере. У тех школ, директора которых разбираются в этом, больше шансов для выживания, а остальных государство бросило в омут с тёмной водой, и выплывай, как можешь.

газета «За народную власть!»

Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы