КПРФ в Новосибирске - Прогноз по итогам отчета Путина в Думе: К концу года цены на бензин подскочат до 34 рублей, а инфляция ускорится до 18%
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Июнь 2024
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
Сегодня 16 июня 2024
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
Июнь 2024

Rambler's Top100










Прогноз по итогам отчета Путина в Думе: К концу года цены на бензин подскочат до 34 рублей, а инфляция ускорится до 18%

17.04.2012 17:03  kprf.ru


По итогам первых двух месяцев 2012г. средние цены на автомобильный бензин выросли на 10,7%, что в практически в 2,5  раза превышает темпы роста потребительских цен  на 4% за аналогичный период. При этом если потребительская инфляция по сравнению с январём-мартом 2011г. замедлилась с 9,5% до 4%, то прирост цен на бензин уже несколько лет держится выше отметки в 11%. В действительности он зашкаливает за 13-15%, что автоматически ведёт к росту производственных и транспортных издержек, удорожанию всей продукции и ежегодному росту социальной инфляции на 14-18% на протяжении последних 7 лет.


Самое удивительное состоит в том, что опережающими темпами растут цены на низкокачественный бензин, которым заправляются 50% населения России, чьи доходы не превышаю 15 тыс. рублей и которых Институт Социологи РАН относит к бедным слоям населения. Так, цены на бензин марок А-76 и АИ-80 подскочили на 13,8% в январе-феврале 2012г. после роста на 14,1% годом ранее, тогда как цены на АИ-92 выросли на 9,9%, а на высокооктановый АИ-95, которым заправляются 20% наиболее состоятельной части населения, подросли лишь на 9,7%.

На самом деле складывается парадоксальная ситуация, при которой Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной и нетто-экспортёром нефти, а цены на бензин, газ и в целом на ГСМ уже сравнялись с уровнем США и ряда европейских стран, являющихся импортёрами энергоносителей. При этом никто не говорит, что уровень жизни 70% населения России в 7-10 раз ниже уровня жизни рядовых граждан США и ЕС: если в России, где 50% населения по сути дела находятся за гранью бедности, на среднюю заработную плату можно купить 670 литров бензина, то в Германии более 4 тонн, а в США 4,5 тонны.

Безусловно, порядка 60% в цене бензина приходится на НДПИ, акцизы, НДС и прочие налоги государства, что автоматически повышает цену на топливо. Однако основная проблема российского рынка нефтепереработки заключается в крайне высокой степени его монополизированности, когда на долю 2-3 сырьевых монополистов приходится до 90% производства бензина и ГСМ в большинстве регионов России.

Не удивительно, что при оптовой цене НПЗ на бензин в 15,6 рублей за литр на автозаправках он стоит более 29,5 по официальной статистике, а в действительности поднимается до 31-32 рублей. При этом, если розничные цены на заправках выросли более чем на 10,7%, то отпускные цены крупных НПЗ в феврале 2012г. в годовом выражении увеличились лишь на 2,5%, что также свидетельствует о наличии признаков картельного сговора на рынке нефтепродуктов, о котором уже много лет говорит ФАС, и извлечении олигополистической ренты 5 крупнейшими нефтяными гигантами.

Только в России, где практически вся отрасль нефтепродуктов монополизирована узким кругом приближенных к власти сырьевых гигантов, возможна ситуация, при которой разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин превышает 1,9 раз, тогда как в экономически развитых странах наценка на топливо в АЗС не превышает 25-30%, а рентабельность бизнеса не поднимается выше 5-7%.

Совершенно очевидно, что предвыборный сезон завершился и все договорённости между правительством и ВИНК по поводу сдерживания роста цен на нефтепродукты больше не имеют силы. Уже сегодня в ряде регионов цены на бензин за 1,5 месяца выросли на 3-5%, а по итогам года рост может превысить 15-17% при полном попустительстве властей и антимонопольной службы. Вполне вероятно, что российские сырьевые монополисты под разговоры о повышении налогового бремени и росте цен на нефтяное сырье постараются компенсировать упущенные прибыли и загонят цены до 33-34 рублей за литр АИ-95. Закономерным итогом 15-17% роста цен на бензин и ГСМ вкупе с намеченной с 1 июля 2012г. приватизацией бюджетной сферы и роста платности базовых услуг станет ускорение темпов роста официальной инфляции с нынешних 3,7% до 6,5-7%, а так называемой «социальной инфляции» для 50% малообеспеченных слоёв населения до 16-18%.

Уже сегодня при нынешнем уровне износа инфраструктуры (75-85%) и основных фондов в обрабатывающей промышленности (60-70%), устаревших производственных технологиях, коррупционных поборах и ценовом шантаже естественных монополий второй подавляющая часть несырьевых секторов экономики, не связанных с распродажей минерального сырья и паразитическим извлечением природной ренты, в принципе являются неконкурентоспособными не только на фоне дешёвого китайского ширпотреба, но и продукции стран Восточной Европы.

Если ограничить масштабы внутрикорпоративного воровства в крупных сырьевых и инфраструктурных монополиях, которые только по экспертным оценкам на подрядных работах, закупках и завышенных сметах инвестиционных проектов зашкаливают за 15-20% валовой выручки и превышают 2,5-3 трлн. рублей (4,5% ВВП), можно было бы смело снизить цены на бензин на 15-20%, а тарифы естественных монополий заморозить на 3-5 лет.

Владислав Жуковский, экономист


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы