КПРФ в Новосибирске - Режиссер Владимир Эйснер о новосибирском кинематографе: Мы вплотную подошли к точке невозврата
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Июнь 2024
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
Сегодня 16 июня 2024
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
Июнь 2024

Rambler's Top100










Режиссер Владимир Эйснер о новосибирском кинематографе: Мы вплотную подошли к точке невозврата

30.04.2012 20:43


КПРФНск публикует статью известного сибирского кинорежиссера Владимира Эйснера о судьбе новосибирского кинематографа.


Уже много лет Новосибирск претендует на звание культурной столицы Сибири. Даже приняли программу: «Новосибирск — культурная столица», но это звание у него упорно оспаривают Томск, Омск, Красноярск, и Иркутск.

По правде говоря, с культурой в нашем городе туговато. И этому есть исторические предпосылки. Начинался он как торгашеский город. Бурно рос за счет торговли и выгодного расположения. Потом был период с 40х по 80е годы, когда доминировало промышленное производство и наука, но в 90е все вернулось на круги своя. Город опять стал торгашеским, в лучшем случае мещанским. То, что Новосибирск не самое хорошее место для культуры могут подтвердить не только киношники, но и артисты, писатели, художники, журналисты. Для многих он стал просто перевалочной базой, перед тем как уехать в другой регион.

Но Новосибирск был кинематографическим городом. Здесь снимались игровые, документальные, научно-популярные и мультипликационные фильмы. Режиссеры и операторы получали призы на международных и российских кинофестивалях. Здесь была своя школа, своя кинематографическая среда, которая в итоге, как подводная лодка, про которую спросили у В.Путина, благополучно утонула в пучине «рыночных» отношений. Кинокопировальную фабрику ликвидировали, Новосибирсктелефильм закрыли, с кинохроникой история немного длиннее: директор там оказался рыночник. Он быстро скумекал, что если всех кинематографистов из здания выгнать, а освободившиеся площади сдать торгашам, то на хлеб с маслом хватит. Так и поступил. Киношники оказались на улице, разбрелись по мелким студиям и квартирам. Сегодня для подавляющего большинства на повестке стоят вопросы не об искусстве, а о выживании. Вместо фестивальных фильмов приходится делать заказные (и то, если повезет). Вообще-то такая ситуация не только в Новосибирске. Из 16 разбросанных по стране студий, которые более 80 лет занимались кинохроникой, осталась только одна — в Питере. И та еле-еле сводит концы с концами. Остальные закрыты, распроданы, разогнаны. Почему же государство уничтожило отрасль, исправно работавшую на поприще информации, просвещения, культуры?

В 90е годы на документальное кино был настоящий бум. Многие кинематографисты придерживались либеральных взглядов, и с увлечением стали делать фильмы о том, что «господин» это не ругательное слово, а культурное обращение, что капитализм — это хорошо, а Советская власть — плохо. Они стали восхвалять новую власть (правда, некоторые по привычке: раньше — советскую, теперь — антисоветскую) и совсем не ожидали получить то, что получили. Кстати, каша в голове у наших либеральных кинематографистов так и осталась, только к ней прибавилось недоумение — мы же хотели служить этому режиму, почему с нами так обошлись? Действительно почему? Зачем власти нужно было уничтожать кинопроизводство? Ведь тех, кто был не согласен, могли просто уволить, отправить на пенсию (при капитализме это пустяки). Нет. Сделали по-другому — уничтожили киностудии, а они всегда были местом притяжения творческих людей, идей, проектов. Размышляя по этому вопросу, я никак не могу найти логического объяснения. Получается, для того чтобы не болела голова, ее взяли и отрубили. Усилий много не потребовалось — прекратили финансирование и «рынок» расставил все по своим местам: кто-то нашел другую работу, кто-то умер, а киностудии как база для фильмопроизводства перестали существовать.

Таким образом, начиная с 90х годов у нас огромный провал в летописи. Целый исторический период выпал из поля зрения документалистов. У нас есть хроника гражданской, Отечественной войны, у нас сняты индустриализация , целина и даже Гулаг. А вот летописи последних 20 лет почти нет. Зачем забивать голову подобными пустяками? Возможно, это было сделано и сознательно. Кому нужны документальные факты тотального воровства? Их же потом предъявят как обвинение.

В советское время киноотрасль по доходности была в тройке лидеров. Сейчас другие времена. У областного киновидеопроката осталась убыточная сеть сельских клубов, где требуется заменить устаревшее оборудование (денег естественно не хватает). А в городе все кинотеатры отданы в аренду частникам на 49 лет. С них тоже никакого дохода областному бюджету.    

Как во всяком областном центре у нас есть свое министерство культуры. Как оно реагировало, например, на закрытие Западносибирской киностудии? Возможно из-за того, что киностудия находится на левом берегу Оби, а управление культуры (тогда еще было управление, а не министерство) находится в центре города никто этого и не заметил. А если и заметили, то никакого виду не подали. К чему лишние эмоции?    Я говорю об этом спокойно, без обиды.    У каждого свои интересы. Кинематограф и чиновники от культуры живут и двигаются параллельными курсами, пересекаясь очень редко. Последний раз это случилось в марте 2012 года, когда члены творческого союза кинематографистов впервые за свою историю встретились с министром культуры Новосибирской области Н.Ярославцевой.                             
У меня уже давно напрашивается вопрос: «А нужен ли Новосибирску, Новосибирской области кинематограф? Документальное, игровое, мультипликационное кино, киностудия, кинопрокат, режиссеры, операторы, монтажеры? Я говорю не о дилетантах, которые будут бить себя в грудь и больше всех кричать, что они кинематографисты. Речь идет о профессионалах».

Мой, возможно отсталый взгляд таков: если Новосибирску нужна летопись, фильмы-портреты, проблемные фильмы, если нужен имидж города и области, то необходимо принять решение о комплексной программе развития кинематографа и кинопроката в Новосибирской области. У нас есть программы развития охотничьего хозяйства, развития туризма, физической культуры и спорта. Программы развития кинематографа и кинопроката нет. Возможно в том, что я говорю, нет широты взгляда, я не затрагиваю других животрепещущих тем, смотрю на проблему изнутри. Но именно потому, что смотрю изнутри, я могу ответственно заявить: «Мы вплотную подошли к точке невозврата. Пройдет еще 3-5 лет и этот вопрос станет не актуален. О кинематографе Новосибирска, как явлении общероссийского и даже международного уровня, можно будет говорить только в прошедшем времени. И даже не потому, что те, кто сейчас работает, работать перестанут. Хотя и это тоже. Будут окончательно утеряны традиции Сибирской школы документального кино, а тем, кто захочет продолжить придется начинать с чистого листа».

Такие вот дела. Ничего личного, просто констатация факта.

Кинорежиссер Владимир Эйснер


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы