Линии сравнения
|
Законопроект Минобрнауки
|
Законопроект
ОДВ– КПРФ
|
Примечания
|
1. Идеологические установки законопроекта, выраженные в явной или неявной форме
|
1.1. Образование – услуга, преимущественно государственная.
|
1.1. Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера, социальное служение.
Услугой считается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т. п.)
|
1.1. В законопроекте ОДВ – КПРФ понятие «образовательная услуга» относится исключительно к образовательной деятельности за пределами реализации образовательных программ
|
1.2. Затраты на образование – часть бремени государственных расходов;
конкретные финансовые обязательства государства отсутствуют
|
1.2. Затраты на образование – это долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства
|
|
1.3. Основная цель образования – формирование квалифицированного потребителя (формализация образования)
|
1.3. Основная цель образования – многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика)
|
|
1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (педагогика услуг)
|
1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно личностный характер (педагогика сотрудничества)
|
|
1.5. Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды)
|
1.5. Ориентация преимущественно на фундаментальное образование (образование ради культуры)
|
|
1.6. Фактические шаги к клерикализации школы (ст. 91)
|
1.6. Светский характер образования
|
|
1.7. Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для богатых и управляющих
|
1.7. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех
|
|
2. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование
|
Нормы отсутствуют
|
Не менее 7% от объема ВВП в РФ
|
В настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%, (по данным Росстата – в 2010 году – 4,2%); в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах, осуществляющих модернизацию, как правило, составляет 7% и более
|
3. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование
|
Нормы отсутствуют
|
Не менее 7% от расходной части федерального бюджета
|
В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. должна была составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, в связи с чем расходная часть федерального бюджета сократилась, показатель требует повышения
|
4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений
|
Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ
|
Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу
|
Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается
|
5. Налогообложение образовательной деятельности
|
Нормы отсутствуют
|
В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей
|
Законопроект ОДВ – КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений.
|
6. Образовательное кредитование
|
Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ.
|
Предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда
|
С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США)
|
7. Структура государственных образовательных стандартов
|
Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ
|
Включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся
|
В настоящее время и в действующем законе, и в правительственном законопроекте содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования, однако при этом правительственный законопроект предполагает содержание контролировать, в том числе в процессе государственной аккредитации.
Законопроект ОДВ – КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента
|
8. Перечень обязательных учебных предметов в школе
|
Нормы отсутствуют. Перечень предметов устанавливается школьным стандартом.
Но при этом ст. 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями.
|
Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов:
- русский язык, родной язык;
- литература, родная литература;
- иностранный язык (иностранные языки);
- математика (включая алгебру и геометрию);
- информатика;
- история (включая историю России и всемирную историю);
- обществознание (включая основы государства и права, а на ступени среднего общего образования – краткую историю философии, основы экономики и социологии);
- география;
- основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования;
- физика (включая астронимию);
- химия;
- биология;
- искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру);
- технология;
- физическая культура;
- основы безопасности жизнедеятельности
|
Проблема приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образовательного стандарта для старшей школы, подготовленной группой А.Н. Кондакова, обязательными были объявлены лишь четыре предмета: «Россия в мире» физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося.
Законопроект ОДВ – КПРФ делает невозможными подобные эксперименты
|
9. Оплата внеурочной работы
|
По усмотрению образовательной организации.
|
Финансируются из соответствующих бюджетов не менее 10 часов внеурочной работы в неделю
|
Предложение ОДВ направлено на обеспечение многостороннего развития личности ребенка
|
10. Занятие индивидуальной педагогической деятельностью с учащимися организации, в которой работает педагог
|
Нормы отсутствуют.
|
Допускается только за пределами содержания образовательных программ, реализуемых данной образовательной организацией
|
ФЗ № 83 (об автономных, бюджетных и казённых учреждениях) заставляет школы и педагогов на уроках давать материал не полностью, фактически принуждая родителей платить за факультативы и дополнительные занятия
|
11. Ответственность за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий реализации основных образовательных программ
|
Отвечают сами образовательные организации, в т.ч. государственные и муниципальные
|
За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально-технических условий в государственных и муниципальных образовательных общеобразовательных учреждениях несут ответственность региональные правительства;
в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждения - их учредители
|
В настоящее время в стране соответствуют «стандартным условиям» лишь несколько процентов школ. Официальный законопроект без значительного увеличения финансирования школы, приведет к резкому росту поборов с родителей в целях создания «стандартных» условий
|
12. Государственная информационно-образовательная политика
|
Нормы отсутствуют
|
Российская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами
|
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе
|
13. Информационные, телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологии
|
Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом
|
Помимо норм правительственного законопроекта, включены следующие положения:
- учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов;
- при лицензировании и аккредитации должно учитываться использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий
|
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента РФ Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развитие ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию
|
14. Уровень зарплаты школьных учителей и воспитателей детских садов
|
Норма носит целиком отсылочный характер. Уровень заработной платы педагогов определяется Президентом, Правительством и органами государственной власти субъектов РФ.
|
Средние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже средней заработной платы в промышленных отраслях России
|
В первых версиях законопроекта конкретных норм не было.
В последней версии, перед внесением в Государственную Думу правительственный законопроект устанавливал, что средняя зарплата педагога должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики в субъекте РФ.
Но перед внесением в Государственную Думу правительственный законопроект видимо подвергся цензуре в Минфине, после чего конкретные нормы об уровне зарплаты педагогов из законопроекта исчезли.
|
15. Доплата за классное руководство
|
Нормы отсутствуют
|
Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц
|
Согласно так называемому национальному проекту «Образование» в 2006 г. была установлена в размере 1000 рублей и с тех пор не индексровалась
|
16. Зарплата мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования
|
Нормы отсутствуют
|
Устанавливается выше полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России
|
Законопроект ОДВ – КПРФ соответствует требованиям Ассоциации директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Существующая диспропорция в оплате труда производственников и мастеров производственного обучения не позволяет учреждениям образования подбирать и сохранять высококвалифицированных специалистов для подготовки высококвалифицированных рабочих
|
17. Зарплата преподавателей ссузов
|
Нормы отсутствуют
|
Средние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в промышленных отраслях субъекта РФ,
но не ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России
|
Более высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников
|
18. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов
|
Нормы отсутствуют
|
Средние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в промышленных отраслях РФ.
Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда
|
Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда
|
19. Надбавки за ученую степень
|
Фактически отменяются установленные законом надбавки
|
Устанавливается для:
докторов наук – 15000 рублей;
кандидатов наук – 8000 рублей
вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают
|
|
20. Надбавки за ученое звание работников вузов
|
Фактически отменяются установленные законом надбавки
|
Устанавливается для:
профессоров – 60 процентов ставки (оклада);
доцентов – 40 процентов ставки (оклада)
|
|
21. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников
|
Нормы практически отсутствуют
|
Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих
|
Норма соответствует требованиям нескольких десятков законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг.
|
22. Право педагогов на досрочную пенсию
|
Нормы отсутствуют, содержится лишь отсылка к пенсионному законодательству.
|
Законопроект предусматривает право на досрочную пенсию для всех педагогов, работающих с детьми, независимо от должности, типа и вида организации для детей.
|
|
23. Педагоги дополнительного образования детей
|
Организации дополнительного образования детей упоминаются только применительно к детским школам искусств
|
Законопроект устанавливает тип образовательной организации – организация дополнительного образования детей
|
Официальный законопроект лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники образовательных организаций для детей
|
24. Финансовые гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации
|
Нормы отсутствуют
|
Затраты на повышение квалификации педагогических работников включаются в норматив финансового обеспечения госгарантий в сфере образования
|
|
25. Право на дошкольное образование
|
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно
|
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно
|
Соответствует конституционной норме
|
26. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях
|
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы
|
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей – 100% родительской платы.
Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50
|
Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ – КПРФ
направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей
|
27. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях
|
К расходным обязательства субъекта РФ отнесено финансирование получения дошкольного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
|
Затраты родителей должны компенсироваться в соответствии с нормативами финансирования, установленными для государственных и муниципальных дошкольных учреждений в субъекте РФ
|
Нормы практически совпадают, механизм, предложенный ОДВ – КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственных дошкольных организаций независимой от несвоевременного финансирования.
Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ
|
28. Число детей в группе детского сада
|
Нормы отсутствуют
|
Не более 20
|
Положение направлено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из расчёта площади 2 кв.м. на одного ребёнка
|
29. Право на общее (школьное) образование
|
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно
|
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно
|
Оба законопроекта расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование
|
30. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школы
|
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углублённым изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается
|
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углубленным изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается
|
Хотя, согласно действующей Конституции и Закону РФ «Об образовании», дошкольное и общее образование в России общедоступно и бесплатно, прямой запрет проводить конкурс в соответствующие учреждения в действующем законодательстве отсутствует, а потому конкурсный отбор и разного рода тестирования приобрели широкое распространение. Законопроектом ОДВ – КПРФ предложено полностью исключить такую возможность, превращающую образование из «социального лифта» в средство ранней социальной сегрегации.
Третья версия официального законопроекта целиком заимствует это предложение, хотя прежде Правительство и думское большинство провалили аналогичный законопроект депутата Смолина
|
31. Бюджетное финансирование негосударственной школы
|
К расходным обязательства субъекта РФ отнесено финансирование получения школьного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
|
Затраты родителей на обучение детей в негосударственной школе должны компенсироваться по нормативам финансирования, установленным для государственных школ
|
Нормы практически совпадают. Механизм, предложенный ОДВ – КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственной школы независимой от несвоевременного финансирования.
Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ
|
32. Число детей в классе
|
Норма отсутствует
|
Не более 20
|
Сокращение числа детей в классе приведёт к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными
|
33. Финансирование сельской школы
|
Школы, отнесённые органами государственной власти субъектов РФ к малокомплектным или сельским, должны финансироваться с учетом затрат, не зависящих от количества учеников
|
Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся
|
В первых версиях официального проекта норма отсутствовала и по смыслу заимствована из проекта ОДВ – КПРФ. Однако региональная власть вправе выбирать, какие именно школы относить к малокомплектным или сельским. Это создает возможность для произвола
|
34. Нефинансовые гарантии сохранения сельской школы
|
Реорганизация и ликвидация сельских школ
возможна с согласия органа местного самоуправления данного поселения
|
Без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы
|
По данным Минобрнауки, количество школ в России составляло:
1995-1996 – 68971;
2000-2001 – 67063;
2005-2006 – 61497;
2009-2010 – 51583;
2010-2011 – 48662.
Таким образом, во второй половине 1990-х гг. оно сократилось на 1 908 школ, а в ХХI веке – на 18 401.
Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности,
создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах.
Гарантии правительственного законопроекта более слабые: на депутатов давить легче, чем на сельский сход.
|
35. Территориальная доступность сельской школы
|
Нормы отсутствуют
|
Не допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более двух километров
|
|
36. Коммунальные льготы для сельских педагогов
|
Размер, условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливают субъектами РФ. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют. В большинстве регионов льготы будут сокращаться
|
Предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов
|
Законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие. В большинстве регионов льготы будут сокращаться. Третья версия официального проект сделала шаг назад даже по сравнению с предыдущими версиями
|
37. Обеспечение школьников учебной литературой
|
Осуществляется за счет региональных бюджетов в соответствии с установленными нормативами
|
Осуществляется за счет региональных бюджетов при поддержке федерального бюджета
|
На практике нормативы финансового обеспечения, указанные в правительственном проекте, не позволяют закупать учебники для всех детей; во многих регионах выделенных средств хватает только для начальных классов или даже только для первого класса
|
38. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств
|
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, учебные пособия, а также издательства, которым разрешено издавать учебную литературу
|
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации
|
Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишён всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создаёт условия для коррупции
|
39. Итоговая аттестация в школе
|
Основная форма – ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа
|
Экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний
|
По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов[1].
|
40. Начальное профессиональное образование (НПО)
|
Как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированных рабочих в рамках среднего профессионального образования
|
Сохраняется начальное профессиональное образование как особый образовательный уровень и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно
|
Следствия законопроекта Минобрнауки очевидны:
большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня. Поэтому данное предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время на руках у автора находятся письма протеста, подписанные десятками академиков, Ассоциациями учреждений, организациями-работодателями, включая Газпром и угольные шахты, а также лично изобретателем автомата М. Калашниковым
|
41. Право на среднее профессиональное образование (СПО)
|
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств.
Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс.
|
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств.
Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс.
|
Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО
|
42. Право на высшее профессиональное образование
|
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе
|
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе
|
Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ
|
43. Льготы при поступлении в высшие учебные заведения
|
Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях.
В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов, льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп
|
Сохраняются существующие льготы, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Льготы распространяются на инвалидов с детства III группы по слуху[2] Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям
|
Сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России.
В первых версиях официального законопроекта льготы для абитуриентов отсутствовали вообще. В третьей версии они заимствованы из проекта ОДВ – КПРФ
|
44. Льготы при поступлении в магистратуру
|
Нормы отсутствуют
|
Льготы предоставляются инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства III группы по слуху
|
Нормы законопроекта ОДВ – КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения полноценного высшего образования
|
45. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образования
|
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет
|
За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 260 студентов
на 10 тыс. населения
|
В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов.
В настоящее время, по данным, озвученным на коллегии Минобрнауки в январе 2011 г., этот показатель составляет 172 студента на 10 тыс. населения.
Очевидно, что для перехода к «обществу знаний» этот норматив должен быть резко повышен. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является всемирно
признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную «инновацию». При этом, по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 182 студентам на 10 тыс. населения, т.е. на 78 студентов (30%) меньше, чем в проекте ОДВ – КПРФ
|
46. Бюджетное финансирование негосударственных профессиональных учебных заведений
|
Предполагается осуществлять исключительно на основе государственных заданий
|
Аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий
|
|
47. Основные виды высших учебных заведений
|
Нормы отсутствуют. Устанавливаются лишь категории университетов, находящихся в ведении РФ.
Особый статус имеют Московский и Санкт-Петербургский университеты
|
Институт, академия, университет.
Категории университетов:
- федеральный;
- исследовательский.
МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придан также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость.
|
Последствия принятия правительственного законопроекта в этой части трудно прогнозируемы. Например, если при лицензировании и аккредитации вузов будут применены критерии, в настоящее время установленные для университетов, большинство действующих академий и институтов либо будут закрыты, либо принудительно «реструктуризированы»
путём их искусственного присоединения к крупным университетам
|
48. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования
|
Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам – на 40% .
Реально это будет зависеть от перечня направлений подготовки, устанавливаемых Минобрнауки по каждому уровню высшего образования.
|
Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения – за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» – в магистратуру без дополнительного конкурса
|
Законопроект Минобрнауки для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени, что приведёт к понижению качества высшего образования
|
49. Выборы ректоров государственных и муниципальных вузов
|
Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора.
Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом без избрания коллективом вуза.
|
Ректор любого государственного и муниципального высшего учебного заведения избирается общим собранием коллектива, без всякой предварительной аттестации.
В случае неутверждения его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 участников общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке.
|
Законопроект ОДВ-КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом
|
50. Социальная стипендия учащихся в государственных (муниципальных) профессиональных учебных заведениях
|
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии (см. позицию 51).
|
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения
|
Законопроект ОДВ – КПРФ имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.
|
51. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях
|
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал минимальный размер академической стипендии на уровне половины минимального размера оплаты труда.
|
Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения
|
В конце первого полугодия 2011 г. «минималка» в России составляла 4600 руб., а прожиточный минимум работающего человека – около 7000 руб. Соответственно, стипендия должна составить 2300 руб. / 7000 руб. = около 33% от прожиточного минимума или примерно в 2,5 раза меньше того, что предложено законопроектом ОДВ – КПРФ.
Этот проект предлагает восстановить уровень стипендий советского периода.
|
52. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях
|
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал минимальный размер академической стипендии на уровне одной трети минимального размера оплаты труда.
|
Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения
|
Одна треть минимальной заработной платы в настоящее время составляет около 1500 руб. или около 21% от прожиточного минимума работающего человека, т.е. примерно втрое ниже, чем предлагается проектом ОДВ – КПРФ.
Стипендия в проекте ОДВ – КПРФ соответствует уровню советского периода. В настоящее время
составляет около 7% от прожиточного минимума трудоспособного населения.
|
53. Академическая стипендия учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведениях
|
Нормы отсутствуют
|
Устанавливается на уровне 40% от прожиточного минимума трудоспособного населения
|
В настоящее время стипендия составляет около 7% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель снижен с учётом того, что большинство учащихся системы НПО имеют право на социальную стипендию
|
54. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров
|
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал размер стипендии на уровне минимального размера оплаты труда
|
Устанавливаются на уровне трёх социальных стипендий студентов вузов, т.е. не менее трёхкратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения
|
|
55. Стипендия докторантов
|
Норма отсутствует
|
Устанавливается на уровне шести размеров прожиточного минимума трудоспособного населения
|
|
56. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях
|
Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
|
Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося
|
По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела
|
57. Финансирование питания в государственных (муниципальных) начальных и средних профессиональных учебных заведениях
|
нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении.
|
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе
|
Норма проекта ОДВ – КПРФ направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками
|
58. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях
|
Нормы отсутствуют
|
Питание финансируется учредителем из расчёта 3% от прожиточного минимума в соответствующем регионе
|
Норма проекта ОДВ – КПРФ направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку
|
59. Право детей на дополнительное образование
|
Гарантии сформулированы в самом общем виде:
«Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»
|
Детям гарантируется дополнительное образование на бесплатной основе
|
В законопроекте Минобрнауки отсутствуют конкретные государственные гарантии поддержки дополнительного образования детей.
Официальный текст труднопонимаем, содержит противоречия в определении. Видимо, имеется в виду бесплатность той внеучебной деятельности, которая предусмотрена школьным стандартом. Однако в настоящее время оплата внеурочной работы педагогов из стандарта фактически исключена
|
60. Дополнительное образование взрослых
|
Гарантии сформулированы в самом общем виде:
«обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека»
|
Гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для студентов и инвалидов – на бесплатной основе
|
|
61. Право на дополнительное профессиональное образование
|
Право на дополнительное профессиональное образование имеют только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование.
|
Право на дополнительное профессиональное образование имеют лица, имеющие среднее общее образование или профессиональное образование любого уровня
|
В первых версиях правительственный законопроект лишал большую часть выпускников ПТУ и школ права на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
В версии правительственного законопроекта, внесенного в Государственную Думу, такое право предоставляется, но не в форме дополнительного профессионального образования, а в форме профессионального обучения.
|
62. Статус учреждений дополнительного образования
|
Конкретные нормы отсутствуют
|
Устанавливается равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий
|
В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии.
Законопроект ОДВ – КПРФ направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами
|
63. Статус педагогов дополнительного образования
|
Конкретные нормы отсутствуют
|
Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий.
|
64. Права общественных объединений просветительского характера
|
Нормы отсутствуют
|
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ
|
Законопроект Минобрнауки отменяет специальные нормы, касающиеся деятельности просветительских организаций, включая Общество «Знание» России. Это приведёт к дальнейшему падению образовательного уровня населения.
|
65. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплатно или на льготных условиях питанием, учебниками и иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков
|
Гарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение, бесплатные учебники и услуги сурдопереводчиков
|
В законопроекте Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии.
Поскольку в первых версиях законопроекта нормы об учебной литературе и сурдопереводчках отсутствовали, их можно считать частично заимствованными из проекта ОДВ – КПРФ
|
66. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа
|
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения
|
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения
|
Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования
|
67. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не находящихся на полном государственном обеспечении
|
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием
|
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием
|
Норма в третьей редакции официального законопроекта заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ
|
68. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования
|
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования.
|
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину
|
В обоих случаях норма соответствует
интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам, но в официальном законопроекте отсутствует прямоустановленное право выбора между инклюзией и коррекционными учреждениями.
|
69. Статус музыкальных и художественных школ
|
Организации, реализующие предпрофессиональные образовательные программы
|
Организации начального профессионального образования, которые могут реализовывать также дополнительные образовательные программы для детей
|
В случае реализации положения законопроекта ОДВ – КПРФ выпускники музыкальных и художественных школ получат дипломы о начальном профессиональном образовании, дающие право на занятие определёнными видами профессиональной деятельности
|
70. Статус концертмейстеров
|
Нормы отсутствуют
|
Являются педагогическими работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию
|
|
71. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
|
Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения
|
Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии
|
Правительственный законопроект необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного, профессионального или высшего образования
|
72. Право на индивидуальную педагогическую деятельность
|
Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения
|
Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования
|
Официальный законопроект ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность в области высшего образования. Авторы официального законопроекта, видимо, не понимают, что индивидуальная педагогическая деятельность возможна только в сочетании с семейным образованием и самообразованием.
Итоговая аттестация в данном случае возможна только в форме экстерната
|
73. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности
|
Бессрочно
|
Бессрочно
|
В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями
|
74. Срок действия свидетельства об аккредитации
|
6 лет по профессиональным образовательным программам;
12 лет – по остальным образовательным программам
|
8 лет по профессиональным образовательным программам;
15 лет – по общеобразовательным программам
|
В отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект ОДВ – КПРФ сокращает число обязательных и бюрократических процедур
|
75. Процедура аккредитации
|
Для профессиональных образовательных программ проводится по укрупнённым группам
|
По каждой программе проводится отдельно
|
Введение укрупненных групп приведет к тому, что отказ в аккредитации по одной программе из группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации по одной программе из группы образовательная организация лишится аккредитации по всем программам этой группы
|
76. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации
|
Любая основная образовательная программ считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры
|
Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ, СпбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации
|
Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования.
|