19.10.2012 18:43 Любовь Наряднова
Вчера депутаты Государственной думы приняли в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Альтернативный законопроект «О народном образовании», подготовленный фракцией КПРФ, не был поддержан единороссовским большинством. Работники сферы образования, изучив правительственный законопроект, говорят об отсутствии конкретики и пустоте предложенного документа.
По мнению члена фракции КПРФ в Законодательном собрании Новосибирской области, директора школы №92 города Барабинска Веры Ганзя, размытость законопроекта скажется на качестве учебного процесса. Все отношения в области образования согласно законопроекту регулируются федеральным исполнительным органом.
– Зачем тогда нужен такой закон? Получается, что правительство может устанавливать любые незакрепленные законом нормы в сфере образования и все это будет законным.
Вера Ганзя проанализировала законопроект и рассказала, какие подводные камни скрываются за сухими формулировками.
– Содержание образовательного процесса прописано в законе прописано невнятно. Такой подход формирует общество потребления. Ребенок в нынешней ситуации не настроен на получение фундаментальных знаний, – говорит Вера Ганзя. – Раньше школа была направлена на всестороннее развитие личности, сегодня готовит только строго узкоспециализированных специалистов. Чтобы ребенок был всесторонне развит, семье нужно искать дополнительные источники финансирования, чтобы его определять в секции, кружки и так далее.
Статья №36 об обеспеченности учебниками гласит, что ответственны за этот вопрос федеральный, региональный и местный бюджеты. Фактически все сразу, и никто конкретно, и если законопроект вступит в силу один ответственный будет перенаправлять вопрос следующему. Таким образом, ответственного, фактически, нет.
В статье №91, рассказывает Вера Ганзя, светский подход к образованию отодвигается на второй план, а навязывается его клерикализация.
– Я считаю, что школа и церковь должны сотрудничать, но по-другому. Я разговаривала со священниками, они поддерживают мою точку зрения, но наше государство решает за нас иначе.
Что касается бюджета, то в законопроекте не прописано, сколько процентов от объема ВВП должна получать сфера образования, а это значит только одно — будет преобладать остаточный принцип.
– По-прежнему за исполнением требований к материально-технической части отвечает сама школа. Притом, что школа учреждение зависимое, сколько дадут средств, столько мы и сделаем. А сегодня непомерные требования надзорных органов, – говорит Вера Ганзя.
Также неясным остается вопрос с повышением квалификации педагогического коллектива. По закону учитель обязан проходить курсовую подготовку раз в 5 лет.
– В среднем курсы стоят 5000 рублей, плюс проживание и проезд до места обучения. Эта курсовая подготовка обходится в месячную заработную плату. В законе прописано, что проходить обучение необходимо, но за чей счет — информации нет. В итоге, я уверена, это бремя ляжет на плечи учителей, – говорит Вера Ганзя.
Согласно законопроекту, ЕГЭ вновь ставится во главу угла, оставаясь единственной формой аттестации, именно это, считает депутат, снижает качество образования в наших школах.