09.02.2013 00:22 Евгения Глушакова
Министерство транспорта намерено привлечь к работе в российских авиакомпаниях иностранных специалистов, в частности пилотов. Причиной этой меры авиаперевозчики называют кадровый дефицит, который ежедневно оценивается в 700-800 человек. Однако, по мнению скептиков, данная мера — это попытка заштопать огромную дыру отечественной авиации.
Как сообщил заместитель министра транспорта Валерий Окулов, в настоящий момент министерство готовит для рассмотрения Госдумой предложение о привлечении к работе в российской гражданской авиации иностранных пилотов. И как только данный проект получит одобрение со стороны большинства депутатов, иностранные авиаторы вскоре смогут приступить к работе на российских авиалиниях. По словам министра, планируется ежегодно привлекать из-за рубежа порядка 200 командиров воздушных судов. Необходимость столь радикальной меры замминистра транспорта объяснил острым дефицитом кадров, который сейчас оценивается в 700-800 человек ежедневно.
С тем, что данная мера — вынужденная, согласны и оппоненты действующей власти однако с оговоркой, что кардинально это проблему кадрового дефицита не решит и бороться нужно не со следствием, а с причиной, по которой а авиации сложилась такая ситуация.
— В Советском Союзе мощно развивалась авиация, в том числе и гражданская, — комментирует заместитель председателя НОО «Авиационный союз», полковник авиации Олег Волобуев, — и за многие годы у нас была выстроена очень чёткая и эффективная система подготовки военных и гражданских лётчиков. Та структура подготовки пилотов для гражданской авиации обеспечивала «Аэрофлот» качественно подготовленными кадрами. А в 90-е годы власть отнеслась к авиации очень пренебрежительно. Первые пятнадцать лет после развала Советского Союза пилоты, подготовленные ещё в советские годы, ещё обеспечивали кадровые потребности гражданской авиации. Большая часть компаний, которые образовались на базе «Аэрофлота», а их тогда возникло около пятидесяти, постепенно перестала существовать. Остались самые крупные, которые оказались способны в финансовом плане обеспечивать воздушные перевозки. Потому, помимо подготовленных в советский период, молодых пилотов хватало. Однако на тот момент системы подготовки пилотов для гражданской авиации практически не осталось. Та же система образовательных учреждений, что осталась, выпускала очень мало пилотов.
Потому, как считает Олег Волобуев, за прошедшие пятнадцать лет, без должного пополнения тот кадровый резерв авиации, что существовал на протяжении этого времени — истощился, и новые кадры взамен ушедших на пенсию набирать стало попросту неоткуда.
— Авиакомпании были вынуждены использовать все возможные ресурсы, — продолжает зампредседателя «Авиационного союза», — в том числе привлекали лётчиков, которые освобождались из военной авиации. Но этого оказалось недостаточно, потому сейчас вопрос стоит ребром. Системы подготовки лётных кадров для гражданской авиации сейчас уже нет. Потому приходится прибегнуть к самому простому выходу – просить людей из-за рубежа, вместо того, чтобы заниматься системной подготовкой в России. Для нашей власти это вполне объяснимо — она себя сильно не утруждает решением серьёзных проблем. Система подготовки авиационных кадров должна быть сформирована в рамках государственных программ. Существующие авиакомпании с точки зрения финансирования не в состоянии осуществлять подготовку лётчиков в том количестве, которое им необходимо. Вот и вынуждены они будут искать менее затратные варианты привлечения подготовленных кадров, проще говоря, переманивать людей друг у друга. Иными словами, эта мера — это просто попытка затыкания дыры, которая на сегодняшний день очень большая, а заткнуть её нечем.