КПРФ в Новосибирске - Член ЦК КПРФ А.В.Прокофьев на семинаре в ЦИК РФ: Вместо свободных выборов с предсказуемыми правилами и непредсказуемым результатом нам предлагают непредсказуемые правила, чтобы получить предсказуемый результат
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
24 25 26 27 28 29 30
01 02 03 04 05 06 07
Сегодня 08 мая 2024
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
Май 2024

Rambler's Top100










Член ЦК КПРФ А.В.Прокофьев на семинаре в ЦИК РФ: Вместо свободных выборов с предсказуемыми правилами и непредсказуемым результатом нам предлагают непредсказуемые правила, чтобы получить предсказуемый результат

13.12.2013 02:58  kprf.ru


В Центральной избирательной комиссии прошел «круглый стол» «Реформы партийной системы и новые требования к правовому регулированию выборов». Дискуссия получилась очень яркая. Несмотря на разность позиций некоторые тезисы были поддержаны большинством представителей партий.


Модератором круглого стола выступил член ЦИК РФ с решающим голосом от КПРФ Евгений Колюшин, который во вводном слове обрисовал тенденции связанные с реформой проявившиеся в «единый день голосования» 8 сентября 2013 года.

С позицией КПРФ на данном круглом столе выступил член ЦК КПРФ, депутат Госсовета Татарстана Артем Прокофьев. Ниже публикуем полный текст выступления.

 «Свободные выборы – это предсказуемые правила и непредсказуемый результат. То есть возможен такой результат, что к власти приходят новые политические силы. Практика выборов, которая складывается  в России сегодня ровно противоположные. Нам предлагают непредсказуемые правила, чтобы обеспечить предсказуемый результат.

Принятие крайне скандального «законопроекта Клишаса» про фактическое упразднение партийной составляющей на региональных и местных выборах – это только последний пример серьезного изменения избирательного законодательства.

Почти никто сегодня не сомневается, что подлинной причиной таких изменений является отсутствие веры в перспективу «Единой России». Поправки решают конъюнктурную задачу — обеспечить доминирование кандидатов от власти любой ценой.

Кроме того законопроект по факту отменяет, совсем недавно принятые изменения — о смешанной системе выборов в представительные органы муниципальных образований, где насчитывается не менее 20 депутатов. Это подорвет и так слабую базу поддержку партий в муниципалитетах, а значит и еще больше ограничит преодоление муниципального фильтра на губернаторских выборах.

 Но главная проблема – последнего закона не в содержании (хотя и там много проблем), а в самом его появлении. В России вновь кардинально меняется порядок выборов законодательной власти регионов. Само по себе изменение возможно и иногда необходимо, но оно не должно превращаться в чехарду «правил игры». Формирование органов власти – это устои политической системы. У нас же к ним относятся легкомысленно. Устои не просто переписывают, их подгоняют под то, чтобы сохранить влияния конкретных людей, конкретных партий и сил.

Примеров в России множество. Многократно, если не сказать регулярно изменяется порядок формирования Совета Федерации РФ. Выборы губернаторов отменяются, затем они восстанавливаются, потом делается первый шаг к их отмене, через наделение регионов правом их отменить. Системы выборов законодательных собраний во многих регионах правят буквально перед каждыми выборами в рамках полномочий регионов. Столь же недолговечны, как правило, и механизмы избрания мэров и собраний муниципалитетов. Реформаторский зуд не обошел и саму дату единых дней голосования.

 История политической «чехарды» по системе выборов в регионах

- До 2002 года тип избирательной системы на выборах в региональные парламенты определялся законодательством самих субъектов РФ. В подавляющем большинстве регионов применялась мажоритарная система, при которой все депутаты избирались по одномандатным округам. Смешанная система в разное время применялась лишь в девяти субъектах.

- В 2001 году появились инициативы по введению смешанной системы выборов региональных заксов. 18 февраля 2002 года в поддержку смешанной системы выступил президент Владимир Путин. Он заявил, что она создаст фундамент для «более устойчивой, стабильной и прогнозируемой» единой партийно-политической системы.

- 2013 годы закон «Клишаса» изменение максимально допустимой пропорции одномандатных округов до 75%, возможность в Москве и Санк-Петербурге выборы проводить полностью по одномандатным округам.

 История политической «чехарды» по системы выборов Госдумы

- С 1993-2005 год закон предусматривал выборы в Госдуму по смешанной системе: 225 мест доставались депутатам-одномандатникам в мажоритарных округах, еще 225 человек избирались по общефедеральным спискам.

- В 2005 году была установлена полностью пропорциональная система выборов и запрещены избирательные блоки.

- В 2007 году избирательный барьер для партий был повышен с 5% до 7%.

- В 2009 году принят закон, предоставляющий федеральному списку кандидатов в депутаты, получившему от 5% до 6%, один мандат, а получившему от 6% до 7% — два мандата в нижней палате.

- В 2011 году приняты поправки, снижающие проходной барьер до 5% на выборах в Госдуму с 2016 года.

- В феврале 2012 года президент Дмитрий Медведев внес законопроект, предусматривающий выборы депутатов по партспискам с выдвижением кандидатов от 225 "территориальных единиц" без общефедеральной части списка.

- В марте 2013 президент Владимир Путин отзывает проект Дмитрия Медведева и вносит новый законопроект с возращением к смешанной системе выборов в Госдуму.

 Такие же метания за последние десятилетия можно проследить и в регулировании партийной системы нашей страны. Многопартийная система страны с десятками партий эволюционировала под гнетом законодательства о партиях в по сути малопартийную систему, где партий осталось всего семь. Теперь же новая реформа вновь порождает десятки партий уже без всякой истории, многие из которых прямо нацелены на введение избирателя в заблуждение.

 Любое даже самое прекрасное и эффективное средство имеет побочное действие. Так регулярные изменения системы выборов независимо от их качества и смысла – уже сами самим фактом постоянного переписывания порядков подрывают легитимность. Кроме того такие изменения провоцируют нестабильность, хотя именно стабильность является их целью. Ведь не может назваться стабильной система, где стабильность достигается корректировкой правил?

Подлинной причиной такой интенсивной перекройки правил выборов под нужный результат является то, что победа оппозиции до сих пор рассматривается как сбой в политической системе. Яркими примерами служат мэры Братска и Ярославля, которые одолев кандидатов единоросов досиживают свой срок не в кресле мэра, а в камере. Другие случаи, когда оппозиция приходит к власти – примером может служить губернаторство ЛДПР и «Справедливой России» даже демонстративно обставлены так, что это не победа оппозиции, а подарок с барского плеча власти этим партиям.

При всех краткосрочных выгодах такого шулерского подхода к переменам в системе выборов в долгосрочной перспективе это ведет к полной потере легитимности выборов как таковых. Первые всполохи этого явления мы уже получили два года назад. Приближается новый год и мы уже начинаем готовиться к новому единому дню голосования. И я почти уверен, что в 9 из 10 регионов подкорректируют систему выборов в той или иной степени.

Завершая хотелось бы отметить, что несмотря на такую легкость с какой у нас правятся сами основы выборной системы мы наблюдаем жесткое противодействие точечным изменениям направленным на обеспечение прозрачности и справедливости избирательного процесса. Из 19 законов подготовленных КПРФ в этой сфере пока не принят ни один и это очень показательно!»


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы