КПРФ в Новосибирске - «Очередная порция благих обещаний и ни слова о главном». Независимый экономист Владислав Жуковский о президентском послании
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Апрель 2024
23 24 25 26 27 28 29
30 01 02 03 04 05 06
Сегодня 07 мая 2024
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
Май 2024

Rambler's Top100










«Очередная порция благих обещаний и ни слова о главном». Независимый экономист Владислав Жуковский о президентском послании

16.12.2013 18:52  Владислав Жуковский


Послание президента России Владимира Путина Федеральному Собранию России разочаровало даже самых заядлых оптимистов — вместо отчета о реально проделанной работе и наказания виновных за срыв «майских указов» в очередной раз послание было посвящено пожеланиям и обещаниям.


Многие ура-патриотичные лидеры и «борцы за независимость России от удушающих пут Госдепа и МВФ» (что, безусловно, верно, но не при нынешнем составе руководства страны) надеялись услышать про внесение поправок в Конституцию России, которые бы позволили закрепить в основном Законе страны государственную идеологию. Да, судя по всему, и сегодня у российской бюрократии есть идеология, но крайне примитивная, деструктивная и разрушительная по своим последствиям – «бабло побеждает зло». За четверть века псевдорыночных реформ, «шоковой терапии» и «кудринизма» у граждан России возникла острая потребность в созидательной национально-ориентированной идеологии национального суверенитета и развития страны.

Вместо этого Путин открыто заявил, что «Конституция соединила два базовых приоритета – высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, – подчеркнув их взаимную обязанность – уважать и защищать друг друга. Убеждён, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы». Тем самым поставил крест не возможности внесения более-менее значимых и существенных поправок в основной закон страны. Изменения президент допустил лишь в области правоприменительной практики, что проявилось в объединении Высшего и Верховного арбитражного судов.

Также ожидались поправки, связанные с утверждением принципиальной, государствообразующей роли русского народа. В конституциях многих субъектов российской федерации (прежде всего, в республиках) открыто прописан особый статус населяющих их коренных народов и их культуры, тогда как на федеральном уровне русские, составляющие 80% населения страны, оказались просто-напросто забыты. Да, безусловно, речь идёт о русских не в этническом, а в мировоззренческом, духовном и культурном смысле этого слова – в многонациональной стране, где проживает более полутора сотен этносов и народностей, большинство которых считают себя русскими, иначе не могло и быть.

Однако и этого не произошло – термин русский упоминался трижды. Два раза применительно к русскому языку и один раз применительно к «русским националистам», разного рода сепаратистам, готовым любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы». Видимо, всплеск общественного недовольства и негодование граждан от произвола и безнаказанной вседозволенности этнической мафии, коррумпированных чиновников и крышующих их коррумпированных чиновников достигла таких масштабов, что даже президент был вынужден подыграть социальному большинству. Под его критику попал «своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию…».

Видимо, рядовые граждане России, уставшие от произвола этнической мафии, неконтролируемого наплыва низкоквалифицированной рабочей силы из нищих республик Средней Азии, разгула этнической преступности и наркотизации страны (наркопоезда Москва-Душанбе и овоще-героиновые фуры), бездействия силовых ведомств, воспринимаются властями исключительно как «русские националисты». Сначала правящая «оффшорная бюрократия» своим бездействием и коррупционными интересами довела страну до ситуации миграционной катастрофы (официально на территории России находится порядка 13 млн. иностранных граждан, тогда как реально не менее 25-30 млн.) и этнических распрей, а теперь сваливает вину на тех, кто устал от произвола этнической преступности и бандитизма мигрантов.

Не меньше надежд наиболее легко внушаемой частью аудитории возлагалось на то, что президент своим волевым решением в пику Вашингтону, Лондону, Брюсселю, ЦРУ, Моссаду, МИ-6 и прочим врагам Отечества решится отменить позорную статью Конституции, закрепляющую примат и верховенство норм международного права над российским законодательством. Якобы, это должно было стать символом возрождения России и выходом страны из системы внешнего управления. Однако этот вопрос даже не поднимался. Вместо это мы услышали пространные рассуждения о чём угодно и ни о чём конкретно – говорили о местном самоуправлении, ЖКХ, традиционных ценностях, незыблемости прав и свобод россиян, необходимости борьбы с русским национализмом и сепаратизмом и т.д.

Президент забыл сказать о главном

Что характерно, президент не сказал ни слова о реальных системных проблемах России – деиндустриализации (упадке наукоёмких производств высоких переделов), дезинтеграции народного хозяйства (чудовищной пропасти между сверхдоходными добывающими производствами и едва сводящей концы с концами несырьевой обрабатывающей промышленностью), депопуляции (продолжающемся вымирании исконно русского населения, замещаемого притоком мигрантов и всплеском рождаемости на Кавказе и ряде других моноэтнических республиках России), доминировании олигархического компрадорско-сырьевого капитала, разрастающейся пропасти между сверхбогатым меньшинством и бедным социально-трудовым большинством и т.д. Не говоря уже о таких «мелочах», как непозволительно высокая по мировым меркам смертность от производственных травм, алкоголизации и наркотизации населения, социально обусловленных заболеваний, а также критически высокой подростковой преступности и наркомании, суицидальной активности и прочих пороках пореформенного российского общества.

Из конкретики, пожалуй, можно вспомнить лишь тезисы о необходимости борьбы с оффшоризацией. Да, это принципиально важный вопрос, который после «стрижки баранов» и конфискации банковских вкладов на Кипре, а также ужесточения финансового и налогового законодательства в США и ЕС (закон FATCA, борьба с оффшорами и налоговыми гаванями со стороны FATF, изменения налоговом и т.д.) стал как никогда актуален для российской правящей бюрократии, олигархов и криминальных структур, которые за последнюю четверть века вывезли из России свыше 1,5 трлн. долл. официально, а реально свыше 2,7-3,3 трлн. долл.

Пока петух не клюнул, российский коррупционер не перекрестился и не зашевелился. Как только американские правоохранительные органы, спецслужбы и Минфин, преследуя вполне благие для США цели пополнения бюджета, бороться с оффшорами и ужесточить контроль за финансовыми трансакциями, так сразу же руководство России внезапно проснулось после многолетнего литургического сна и стало неистово бороться с оффшорами. Видимо, на протяжении 1991-2011гг. эта проблема перед российскими властями и обществом не стояла, а независимые эксперты и учёные РАН не призывали заняться деоффшоризацией экономики.

Однако беда в том, что борьба с оффшоризацией стала магистрально линией предыдущего послания Путина в 2012г. О ней же он говорил в 2009-2010гг., а в 2004г. поднимал этот вопрос на заседании Торгово-промышленной палаты (ТПП). Беда в том, что воз и ныне там – никаких реальных продвижений в этом направлении нет. Сплошные призывы, обещания, рассуждения и ни слова о реальных результатах. Видимо, по той простой причине, что результаты плачевны.

Призывы Путина нисколько не помешал той же самой государственной Роснефти провести сделку по выкупу акций компании ТНК-ВР через оффшорные юрисдикции, набрать свыше 1,1 трлн. рублей дополнительных внешних займов и, более того, сделать ВР крупнейшим миноритарным акционером крупнейшей нефтегазовой корпорации России, которой (вкупе с Газпромом) на льготных условиях были отданы лицензии на разработку крупнейших месторождений углеводородов на Арктическом шельфе и в Восточной Сибири. К слову сказать, только за период с начала текущего года размер внешнего долга российской экономики вырос с 636,4 млрд. долл. до без малого 720 млрд. долл.

При этом корпоративный внешний долг вырос с 639,5 млрд. долл., а самого государства и принадлежащих ему компаний и банков – до 364,7 млрд. долл. Пока президент призывает в сотый раз одуматься и прекратить перерегистрацию активов за рубежом, российские компании и банки (в том числе и с государственным участием), не имея доступа к дешёвым долгосрочным финансовым ресурсам внутри страны влезают в долговую петлю международных ростовщиков, а также перерегистрируют и закладывают свои (т.е. ранее российские) активы в иностранных юрисдикциях в качестве залогового обеспечения по иностранным займам.

Хуже того, президент уже много лет призывает создать благоприятные условия для российских предпринимателей внутри страны и активно привлекать иностранные капиталы. Однако только за первые девять месяцев 2013г. чистый вывоз капитала из России превысил планку в 49 млрд. долл. – 1,6 трлн. рублей или 13% федерального бюджета России в 2013г. Незаконным образом с нарушением действующего валютного, налогового, бюджетного и таможенного законодательства из России вывезено 33,4 млрд. долл.

Это официальная оценка Центрального Банка по платёжному балансу. В действительности, за три квартала текущего года незаконный вывоз капитала превысил планку в 50 млрд. долл.: криминальные структуры, сырьевые олигархические кланы, коррумпированные чиновники продолжают наплевательски относиться в вразумлениям президента. Оно и понятно -  в ситуации беспросветной «сердюковщины», закрытия дела подмосковных казино, нежелания привлекать к ответственности виновных в многократном завышении сметных затрат на Олимпиаду в Сочи, проведение саммита АТЭС во Владивостоке, реконструкцию Большого Театра, строительство стадиона для футбольного клуба «Зенит» подобного рода поведение вполне объяснимо и ожидаемо.

Зачем исполнять призывы президента, если только официально в системе государственных закупок ежегодно разворовывается свыше 1,5 трлн. рублей, а Счётная Палата оценивает масштабы нецелевого использования бюджетных средств в размере 1 трлн. рублей!? О какой борьбе с оффшоризацией может идти речь, когда вокруг этого явления построена целая бизнес-империя?! Размер «обналичивания» и легализации преступных доходов оценивается МВД и Центральным Банком в 2-2,5 трлн. рублей. В действительности же, все 4-5 трлн. рублей. Слишком крупные капиталы и высокопоставленные чиновники в Правительстве, Администрации Президента, Центральном Банке и силовых ведомствах заинтересованы в сохранении статус-кво и процветании теневого сектора экономики, который подпитывает процесс вывоза капитала и оффшоризации.

Российские капиталы продолжают стремительно утекать за границу. К вопросу о деоффшоризации – президент воздержался от конкретики и не стал говорить о том, каких успехов на данном поприще удалось добиться российским чиновникам.

Мифическая деоффшоризация

Ничего не изменилось и в 2013г. - выступая с посланием Федеральному собранию, Путин озвучил давно набившие оскомину предложения по деофшоризации экономики. В частности, он считает необходимым облагать налогами по отечественному законодательству доходы компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, но принадлежащих российскому собственнику.

Кроме того, по его мнению, подобные предприятия следует лишить государственной поддержки. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием, предложил глава государства.

Безусловно, сама по себе постановка вопроса о необходимости деофшоризации российской экономики крайне правильна, актуальна и чрезвычайно необходима. Однако необходимо понимать, что вопрос деофшоризации экономики теснейшим образом связан с процессом дедолларизации экономики и преодолением колониальной зависимости от нефтедоллара, а также с преодолением дезинтеграции народного хозяйства и деиндустриализации экономики.

Сегодня 95% крупной собственности зарегистрировано в офшорных юрисдикциях, а 9 из 10 всех корпоративных сделок осуществляется за пределами российской юрисдикции.  Все крупнейшие госкорпорации, госкомпании, даже госбанки, как правило, контролируются извне офшорными бенефициарами. На самом деле, уместно говорить о неуправляемости российской экономики на системном уровне – рычаги контроля находятся вовне.

Более того, деофшоризацию экономики необходимо совмещать с наведением порядка в системе госуправления и борьбой с коррупцией в правоохранительной системе. В большинстве случаев предприниматели бегут не столько от плохого делового климата и налогового бремени (они компенсируются высокой рентабельностью бизнеса и сравнительно низким уровнем конкуренции и насыщения внутреннего рынка), сколько от произвола в системе силовых ведомств. Бизнес боится беспредела правоохранительной системы и силового рэкета. Крупный российский бизнес – это тревожный транзитный собственник, который осознаёт шаткость своего положения и старается максимально выкачать соки.

Ключевая проблема состоит в том, что российские компании и банки вынуждены привлекать доступные долгосрочные кредитные ресурсы за рубежом в силу неразвитости отечественного финансового рынка. В России не развит механизм долгосрочного рефинансирования банков и экономики со стороны Центрального Банка под залог коммерческих и государственных ценных бумаг, крайне слаборазвитая система пенсионных накоплений, а также практически нет долгосрочных накоплений населения. Компании и банки, обладающие более-менее ликвидным имуществом и акционерным капиталом, влезают в долги за рубежом, закладывая свои акции.

Отмечу, что только за последние 1,5 года размер внешнего долга российской экономики вырос на 150 млрд долларов и сегодня превышает отметку в 720 млрд долларов. Этот показатель на треть превосходит размер золотовалютных резервов страны и на 40% - размер внешнего долга РФ накануне 2008 года. Уже сегодня у государства и бизнеса нет денег, чтобы выкупить у международных спекулянтов и иностранных банкиров заложенные по иностранным кредитам и займам акции стратегически значимых и крупнейших системообразующих компаний и банков.

При этом отечественные организации вынуждены заниматься свои же собственные деньги, которые они уплачивают государству в бюджет в виде налогов и сборов – через фискальный механизм Минфина и монетарный механизм Центробанка государства обескровливает отечественную экономику и финансовую систему, изымая якобы незаработанные и инфляционные финансовые ресурсы и вывозя их за рубеж в виде средств Резервного фонда и ФНБ. Неудивительно, что динамика внешнего корпоративного долга и международных резервов зеркально совпадают – внешний долг компаний и банков за период 2000-2013гг. вырос с 30 до 640 млрд. долл., тогда как «валютная заначка» подскочила с 30 до 520 млрд. долл.

Кроме того, иностранные банкиры, иностранные кредиторы не доверяют российской судебной системе и «телефонному правосудию», поэтому требуют от наших компаний-своих заемщиков регистрировать свою собственность за рубежом - в англо-саксонской правовой системе.

Поэтому до тех пор, пока в России не будет емкого, развитого финансового рынка, который бы создавал долгосрочные и доступные инвестиционные ресурсы - под ставку не в 15-20% годовых, а хотя бы в 5-7% - никакой борьбы с деофшоризацией происходить не будет. Кроме того, у крупного и, главным образом, сырьевого низкопередельного российского капитала есть «родовая травма» - источники его происхождения нелегитимны и незаконны: ваучерная приватизация, кредитно-залоговые аукционы, разворовывание бюджета на пирамиде ГКО-ОФЗ, силовой рэкет и передел имущества в период «тучных» 2000-х. Крупный бизнес старается защитить себя и свою собственность от возможного передела рынка и собственности в офшорах.

По большому счету, для решения поставленной цели необходимо пересмотреть всю макроэкономическую политику РФ в целом. В том числе, восстановить валютное регулирование и валютный контроль, которые были разрушены в 2003г. и 2007г. в угоду ултралиберальным рекомендациям МВФ и принципам «Вашингтонского консенсуса». Только официально ежегодно из России незаконным образом в «налоговые гавани» и фешенебельные страны утекает свыше 55 млрд. или 1,8 трлн. рублей. Реально все 80-100 млрд. долл. А за последние 20 лет псевдорыночных реформ из с страны было вывезено свыше 1,5 трлн. долл. официально и порядка 2,5-3 трлн. долл. реально. Совершенно очевидно, что все решения принесут "нулевой" или даже отрицательный эффект, если не начать затыкать дыры в финансовой системе и не ужесточить валютный режим и финансовый контроль.

Путин много говорил о частном секторе и бизнесе – мол, олигархи плохие и вывозят активы за рубеж. Святая правда – правящий сырьевой компрадорско-олигархический капитал, прописанный в оффшорных гаванях и разграбляющий страну, на самом деле, хищнически эксплуатирует природно-сырьевую ренту. Однако почему-то президент забыл упомянуть про то, что российское государство уже давно само превратилось в один большой оффшор. Минфин и Центробанк хранят свыше 515 млрд. долл. валютных резервов за рубежом, финансируя модернизацию и инновации на территории стратегических конкурентов.

С одной стороны, президент старался сыграть на патриотических чувствах и эмоциях обездоленного социально-трудового большинства, рассуждая о защите традиционных семейных и нравственных ценностей, а также о недопустимости военного превосходства какой-либо державы над Россией. А с другой, в экономической и, прежде всего, социальной части, превалировали всевозможные псевдонаучные и глубоко ошибочные ультралиберальные тезисы. Видимо, так называемая секта фанатиков «вульгарного либерализма» и «рыночного фундаментализма» продолжает определять курс социально-экономического развития (а, точнее, деградации) России.


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Новости

22.03.2011 20:25

Глава Мошковского района поблагодарил за свое избрание областную власть

17.03.2011 16:18

Самый молодой депутат Новосибирской области — коммунист

17.03.2011 16:06

Бердск готовится к приходу нового мэра: Чиновники «старой» администрации начали увольняться

17.03.2011 00:01

Итоги выборов: Монополия «Единой России» развалилась

15.03.2011 00:36

Анатолий Локоть: В Новосибирской области разрушен миф о всесилии административного ресурса

14.03.2011 18:06

Ассоциация «Голос» о нарушениях на выборах

14.03.2011 06:11

Выборы мэра Бердска: Коммунисты призывают объединиться вокруг единого кандидата от оппозиции Ильи Потапова

14.03.2011 05:15

Коммунисты укрепили свои позиции в Советах депутатов городов области

14.03.2011 03:36

Штаб КПРФ в Мошково: Жители Мошковского района опять проиграли

14.03.2011 02:36

Людмила Чуркина стала депутатом городского Совета Бердска