КПРФ в Новосибирске - Владимир Карпов вступил в политбой с Виктором Козодоем
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Май 2024
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
Сегодня 20 мая 2024
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02
Июнь 2024

Rambler's Top100










Владимир Карпов вступил в политбой с Виктором Козодоем

10.03.2016 20:30  Иван Стагис


9 марта состоялась политическая дискуссия на тему «Февраль 1917 года: заговор или революция, стихия или организация?» Оппоненты – заместитель председателя Законодательного собрания, секретарь Новосибирского областного комитета КПРФ Владимир Карпов и политтехнолог Виктор Козодой.


9 марта (24 февраля по старому стилю) 99 лет назад в Петрограде началась всеобщая забастовка – одно из событий Февральской революции, приведшей к ликвидации монархии. Обсудить значение Февраля 1917 года в Новосибирской государственной областной научной библиотеке собрались историки, журналисты, политтехнологи, преподаватели, общественные активисты. Организатор «политбоя» Константин Антонов объявил оппонентов: с одной стороны – Виктор Козодой, который после своей отставки с поста вице-губернатора вернулся в науку и написал монографию об одном из лидеров Февральской революции Александре Гучкове, с другой стороны – секретарь Новосибирского областного комитета КПРФ, заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов, публицист, бессменный преподаватель Школы политической культуры при Новосибирском областном комитете КПРФ. За каждым из них – свой подход к пониманию событий февраля 1917 года, которые не утратили своей актуальности и по сей день.

Первый вопрос, заданный Константином Антоновым, касался предопределенности Февральской революции. Вопрос не праздный – многими высказывалось мнение, что, находись на месте Николая II другой государственный деятель, революции можно было бы избежать. Владимир Карпов отметил, что к февралю 1917 года монархия исчерпала свой потенциал как институт:

– Обострились самые главные вопросы, которые терзали Россию – вопрос о земле, империалистическая война, необходимость которой отвергалась массами. В этот период окреп промышленный пролетариат, ставший организованной силой. 

Виктор Козодой придерживался другой позиции. По его мнению, события Февраля 1917 года стали результатом не народного возмущения, а противоречий внутри элиты, часть которой хотела добиться трансформации самодержавной монархии в конституционную. Такого варианта событий хотели, в частности, Павел Милюков и Александр Гучков. Но и он признавал предопределенность Февральской революции, поскольку самодержавие отвергало всякую возможность к своей трансформации:

– После отмены крепостного права в 1861 году в России стал бурно развиваться капитализм, появился слой буржуазии, у которой скопилось очень много денег. Деловые люди хотели принимать участие в управлении государством, в организации процессов. А элита, «надстройка» была феодальной, в ней преобладали помещики, дворяне. 

Впрочем, и Владимир Карпов отметил, что Февральская буржуазно-демократическая революция была следствием противоречия между развивающимся капитализмом и феодальными порядками, мало изменившимися после отмены крепостного права. Буржуазные политики поняли, что возникла необходимость взять власть в свои руки, однако события вышли из-под их контроля – ликвидация самодержавия вернуло к жизни массовое народное движение:

 – Весь настрой складывающегося общества вызрел в понимание необходимости того, что самодержавие приказало долго жить. После Февральской революции даже великие князья ходили с красными бантами. Но нельзя забывать, что революции готовятся трудом миллионов – крестьян, интеллигенции, рабочих. В 1917 году интеллигенция – художественная, техническая была хорошо организованной силой. Инженеры-железнодорожники, как мы помним, заблокировали поезд царя. Но их дело не увенчалось успехом без трудовых масс, готовых к переменам. 

Действительно, на вопрос о том, почему в итоге Александр Гучков, действительно выдающийся политический деятель, проиграл, не смог предугадать возникновение в ходе Февральской революции Советов, Виктор Козодой честно ответил, что Гучков, Павел Милюков и другие буржуазные политики не могли все знать, их задачей-максимум была трансформация самодержавия. Так что Февральскую революцию можно назвать примером того, как противоречия внутри элиты, соприкасаясь с более глобальными проблемами, приводят к действительно революционным преобразованиям.

Фотографии
 


Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы