29.03.2017 01:57 Иван Стагис
Новосибирская область занимает третье место в России по количеству муниципалитетов. Обсудить их дальнейшую судьбу и предложить свои рекомендации собрались депутаты, представители областного правительства и муниципальных образований.
28 марта в малом зале Законодательного собрания состоялся круглый стол, посвященный проблемам местного самоуправления «Совершенствование территориальной организации местного самоуправления на территории НСО: предпосылки и перспективы». Организатором выступил комитет по законодательству областного парламента, среди участников можно было встретить заместителя мэра Новосибирска Артема Скатова, депутатов Законодательного собрания Вадима Агеенко, Андрея Жирнова, Евгения Смышляева, Оксану Марченко, Зору Струкачеву, заместителя руководителя фракции КПРФ в Совете депутатов Новосибирска Ивана Конобеева. Ведущим мероприятия выступил заместитель председателя Законодательного собрания, лидер фракции КПРФ в областном парламенте Владимир Карпов. Перед началом работы он рассказал представителям СМИ о целях и задачах круглого стола:
– Новосибирская область является одной из передовых областей в развитии теории местного самоуправления. И мы надеемся, что дух обсуждения будет совершенно свободным, нам нужно выйти на те предложения, которые мы бы могли от сегодняшнего форума направить и в законодательную власть, и в исполнительную. Я уже знаю о тех идеях, которые могут быть интересными в контексте перспективной проработки.
Политик отметил также, что одной из проблем является сокращение численности небольших поселений Новосибирской области. Неизбежно появляется тема укрупнения муниципалитетов. Но он подчеркнул, что местное самоуправление должно оставаться в «пешеходной доступности» к жителям. Сам Владимир Карпов также выступал с докладом, посвященным правовым аспектам проблемы местного самоуправления:
– Мы прекрасно понимаем, что если есть кадровая проблема, она четко диктует условия для организации местного самоуправления. Без кадровых и управленческих возможностей можно мечтать сколько угодно о создании полноценного муниципалитета, но добиться этого будет очень трудно. Необходима и демографическая составляющая — ряд небольших поселений уже прекратил свое существование, перед муниципалитетами ставится вопрос о перспективах их развития.
Остальные докладчики отмечали, что Новосибирская область по числу муниципалитетов занимает третье место в России, уступая только Алтайскому и Красноярскому краям. Однако, процесс укрупнения муниципалитетов не должен проходить без учета мнения жителей. Ведь отличительная черта сельских поселений — это их неравномерность: по числу жителей (от 12 тысяч в Криводановском сельсовете Новосибирского района до 98 человек в Потюкановском сельсовете Северного района), по территориальной протяженности. Средняя численность сельского поселения — 1377 человек. И для малых сельских поселений, где нет производств, местная районная администрация, как ни странно, становится единственным местом, где можно получить работу. Кроме того, вслед за закрытием сельсовета может быть закрыта школа, ФАП, дом культуры.
Не случайно даже глава Карасукского района Александр Гофман, все свое выступление защищавший реформу — ликвидацию районной администрации — вынужден был признать, что из-за нее бюджет Карасука сейчас сократился с 113 до 100 миллионов рублей, и как он это будет объяснять депутатам, пока непонятно. Поэтому неудивительно, что, по прозвучавшей информации, не только 90 % глав, но и местные жители выступили против укрупнения. Хотя вариант совместного использования бюджетов главы поселений, выступавшие на круглом столе, признали неплохим.
Депутат Законодательного собрания, член фракции КПРФ Вадим Агеенко ранее возглавлял комитет облсовета по вопросам местного самоуправления. Взяв слово, он признал, что к каждому муниципалитету нужен свой конкретный подход:
– Во всех преобразованиях надо очень, очень внимательно услышать население. Если на территории не будет производственной базы, ничего там не будет — хоть объединяй, хоть не объединяй. Конечно, главный вопрос — сохранятся или не сохранятся бюджеты в случае объединения. Практика показывает — объединенный бюджет выгоден для развития территорий. Я за то, что в маленьких поселениях были бы старосты — один, два, три человека с широкими полномочиями.
Выступавшие подчеркивали, что проблем в состоянии местного самоуправления в Новосибирской области много, но решать их надо только с учетом мнения жителей. Это была основная идея данного мероприятия.