26.04.2017 20:16 Иван Стагис
В рамках проекта «Политика изнутри» о самых важных событиях за 3 года нахождения у власти Анатолия Локтя рассказал советник мэра Новосибирска Сергей Клестов.
25 апреля в молодежном центре «Этаж» в рамках проекта «Политика изнутри» состоялась встреча молодежи с советником мэра Новосибирска Сергеем Клестовым, соратником Анатолия Локтя, в 2014-2016 годах возглавлявшим Департамент ЖКХ и энергетики мэрии. Собственно говоря, темой встречи стало 3-хлетие работы Анатолия Локтя на посту мэра Новосибирска. Сергея Клестова с градоначальником связывает многое — они вместе работали в НИИ измерительных приборов, вместе ушли в политику:
— Должность мэра требует во все вникать и во всем разбираться. Интересов групп влияния, чиновников — масса. И в этих условиях нам удалось выстроить более честные отношения между властью и жителями. Мэр сразу стал проводить политику открытости, долгое время у нас даже был свободный вход в мэрию, отменен пропускной режим — шаг символичный, но показательный. Городские приоритеты, о которых сейчас много говорят, были выбраны на слушаниях, проводились консультации с органами территориального общественного самоуправления, профсоюзами. Мэр со всеми встречается, всех выслушивает.
Сергей Клестов подробно рассказал о том, чего удалось добиться мэрии за три года: новые школы и детские сады, вхождение в федеральную программу по городскому благоустройству и, конечно же, ответил на непростые вопросы новосибирской молодежи. Первый из них касался отмены новосибирским губернатором своего же постановления о 15-процентном росте тарифов после многочисленных акций протеста:
— Самая финансово емкая часть коммунальных платежей — оплата за тепло и горячую воду. Теплотрассы достаточно старые — 70-процентный износ он в среднем рассчитывается, в Центральном и Железнодорожном районе эта доля еще выше. Коммунистическую, Советскую, Красный проспект постоянно «рвет» во время испытаний, Вокзальную магистраль успели заменить. От мэра здесь не зависело ничего: тарифы предлагал губернатор с подачи областного Департамента по тарифам. «СибЭКО» - частная компания, ее собственник занимает пост в правительстве Медведева, и у них не было экономической необходимости повышать тарифы. С 2000 года тарифы росли быстрее, чем уровень инфляции — если инфляция выросла в 3 раза, тарифы — в 9 раз. Мэр не остался в стороне — добился решения о контроле дополнительных доходов, чтобы они шли только на ремонт сетей, вместе с депутатами, вместе с активными жителями.
По словам Сергея Клестова, в настоящее время можно обосновать любое повышение на любую сумму — это предмет торга власти и капитала. Собственно говоря, прошедшие тарифные войны это показали: народ вышел на улицы, и куда-то делись все расчеты. Вообще, последние проекты областной администрации вызывают у него недоумение:
— Благополучие инвестора гарантируется бюджетными деньгами — это касается и «мусорной концессии» и проекта четвертого моста через Обь. Причем это все растянуто на несколько лет. Но уже истрачено 500 миллионов на проектирование четвертого моста. При этом проблему пробок четвертый мост не решит, Бугринский мост — хороший, красивый, но загружен всего на четверть. Пробки возникают на основных развязках, для Димитровского моста это — площади Труда и Энергетиков, для Коммунального моста — Горская с одной стороны, Восход — с другой.
Много было вопросов и по сфере строительства, в частности, «точечной застройке». Советник мэра убежден: когда было подписано разрешение на строительство с 1,5-5-тикратным нарушением нормативов плотности застройки, имела место быть коррупционная составляющая. Но в данном случае речь идет о так называемых девелоперах, крупные строительные организации предпочитают не распыляться:
— Но крупные территории находятся на периферии, а застройщику не приносит прибыли детский сад, школа или дорога — только квартиры. Тут же возникает проблема транспортной доступности, канализацию тянуть надо, ливневки — надо. У мэра нет никаких других инструментов, кроме убеждения, он говорит застройщику, что его квартиры будут быстрее раскупаться, если рядом с ними будут социальные объекты. Некоторые откликаются. При этом есть территории, где разрушаются ветхие дома, снос и расселение жителей стоит денег, ни один строитель расселения не потянет.
По словам Сергея Клестова, есть два пути для интересующейся политикой молодежи. Первый путь — заниматься политической борьбой, вступить в партию, показать себя — авторитет и опыт просто так не появится, он проявляется в работе. Второй путь — это участвовать в деятельности экспертных сообществ, которых постоянно привлекает в своей деятельности мэрия Новосибирска — сейчас, например, идет активное обсуждение превращения улицы Ленина в пешеходную. Делается это при участии архитекторов и общественников.
Встреча показала: соратники «красного мэра» Анатолия Локття, такие как Сергей Клестов, не боятся любых, даже самых неудобных вопросов и всегда открыты к диалогу.