25.11.2020 15:46 Иван Стагис
Об этом на круглом столе, посвященном «мусорной реформе», сообщил депутат-коммунист, заместитель председателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания Вадим Агеенко. Он также рассказал об истории появления регионального оператора в Новосибирской области, формировании тарифа и работе перевозчиков.
Свое выступление депутат начал с рассказа об основах тарифообразования. Он отметил, что тариф на вывоз мусора (в Новосибирской области он является единым) является разницей между необходимой валовой выручкой (затратами оператора) и общим объемом отходов, сбор и вывоз которых будет осуществлять региональный оператор. Нормой, которая регулирует процесс формирования тарифа, является постановление правительства № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»:
— Единый тариф на услугу регионального оператора не может превышать его стоимости по условиям конкурсного отбора – того, что было отторговано летом 2018 года, когда оператором стало ООО «Экология-Новосибирск».
Другим важным документом является соглашение, которое региональный оператор заключил с министерством ЖКХ Новосибирской области. Пункт 9 этого соглашения обязывает оператора в течение месяца направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг и проект такого договора. Эта обязанность, по словам Вадима Агеенко, не выполнена до сих пор, хотя в первый год реформы 13 миллионов рублей почтовых расходов было включено в тариф. Более того, отсутствие полноценной базы привело к тому, что, например, в одной квартире устанавливалась плата за трех собственников.
Как платили
Львиная доля в тарифе – это транспортные услуги, и поэтому то, кто является перевозчиком, крайне важно. Вадим Агеенко напомнил о том, как менялся рынок в этой сфере: так, в 2019 году (когда 85,6% тарифа составляли услуги перевозчиков) транспортировку осуществляло 12 организаций, ни одна из которых не обладала монополией (но уже тогда объем, вывозимый ИП Волкова, был в два раза выше ближайшего конкурента). Часть перевозчиков прекратила этим заниматься после конфликтов с региональным оператором. В целом 2019 год – первый год реализации «мусорной» реформы в Новосибирской области – был непростым, достаточно сказать, что тариф существенно менялся дважды – в январе и в июле (с 1 июля тариф подешевел на 4,1% после того, как была снижена плата за негативное воздействие на окружающую среду).
Но при этом жители все равно стали платить больше. В июне 2019 года в Законодательное собрание обратилась «Новосибирская лига объединений домовладельцев» - организация, объединяющая ТСЖ. Они напомнили, что в 2018 году, когда заключались прямые договоры с перевозчиками и плата осуществлялась за вывезенный по факту мусор, средний тариф для 36 ТСЖ и ЖСК составлял 227,56 рублей за кубический метр, а с началом «реформы» - 469,14, в 2,04 раза выше (для некоторых – даже в 3 – 3,98 раза).
Как платим
Начало 2020 года было связано с «монополизацией» рынка перевозок – по итогам конкурса 2019 года, более 53% всего объема досталось мало кому до этого известное ООО «Айсберг», учредителем которого была Ирина Волкова, чье ИП также получило 9,49% объемов вывоза мусора. Как известно, вместе они входили в группу компаний «Арктика Сити». С одной стороны, появление монополиста – это повод задуматься, с другой – именно с 1 января 2020 года резко снижается тариф на вывоз мусора до 308,88 рублей за кубический метр или 59,88 рублей с человека, а доля перевозок в тарифе упала до 80,14%.
— Когда проводились торги, перевозчики просто демпинговали, сбивали цену. Лариса Анисимова (директор «Экологии-Новосибирск») хвалилась, что они сбили плату на 36,5%. Именно поэтому появился стартовый тариф 2020 года, с которым мы так долго жили, - отметил Вадим Агеенко.
Сравнивая тариф на 2019 год и стартовый 2020-го, депутат обратил внимание на то, что расходы на оплату труда остались прежними в сравнении с 2019-м годом, зато добавились траты на приобретение контейнеров. Поэтому он считает странным слова регионального оператора о «заниженной» оплате. Тем не менее, 9 июля 2020 года по жалобе «Экологии Новосибирск» заместитель руководителя ФАС Цыганов предписывает включить в тариф «недополученные доходы».
Как будем платить
С начала 2021 года ситуация на рынке перевозок изменится. Практически вся территория Новосибирской области и Новосибирска (за исключением трех районов) отдана ООО «Экотранс-Н», тариф по протоколам торгов составил 434,26 рублей за кубический метр (естественно, это неокончательная сумма), для некоторых районов тариф вырос в 2 раза (Северный, Сузунский, Чулымский). В итоге расчетный тариф (не утвержденный департаментом) составит 634,99 рублей за кубический метр – 125,94 рубля с человека, более чем в 2 раза больше стартового в 2020 году. 15,88% этой суммы – те «недополученные доходы» регионального оператора, которые насчитала ФАС. Без них тариф составит 95,91 рублей с человека.
По словам депутата, сейчас главный вопрос заключается в том, как будут областные власти реагировать на данные цифры и удастся ли опротестовать решение ФАС – первое заседание суда по иску, поданному областным департаментом, состоится 29 декабря, в то время как с начала года новые тарифы вступят в силу. «Будем принимать решение, будем определяться», - завершил свое выступление депутат.